История Русской Православной Церкви от эпохи Петра до 20-х годов ХХ века, страница 156

Антония  подана  101 записка,  а дальше идет очень большой разрыв.  За архиепископа  Тамбовского  Кирилла  было  подано  27  записок.   Тремя кандидатами   в   патриархи   были   выдвинуты   архиепископ  Антоний, архиепископ Арсений и митрополит Тихон, поэтому невольно напрашивается вопрос:  если  вторым  был  митрополит  Кирилл,  а  митрополит Тихон третьим (23 записки);  дальше идет  митрополит  Теплицкий  Платон  (22

записки),  митрополит  Киевский  Владимир (13 записок) - почему-то его выделили в списке вперед,  хотя дальше идет Арсений  Новгородский  (14

записок);   по   13   голосов   было   у   Анастасия   Кишиневского  и протопресвитера  Шавельского  и  только  5  голосов  было  подано   за архиепископа  Владимирского Сергия.  Отсюда становится ясно,  что было какое-то  соборное  большинство,  для  которого  наиболее  желательным кандидатом  на  патриаршество  был  владыка  Антоний Храповицкий - все остальные выдвигались просто согласно порядку голосования,  потому что было  установлено:  если  не будет единогласного избрания кандидата (а единогласного быть не могло), то надо будет решить вопрос жребием, как это  было во многих церквах.  Поэтому для подавляющего большинства был только один кандидат - владыка Антоний,  и только некоторым он казался почему-то  неприемлемым.  Но  было  видно,  что все кандидаты довольно правого толка - и владыка Кирилл,  и владыка Московский Тихон.  Только митрополит  Тифлисский  Платон  из  нового состава Синода,  но он идет после, а опять потом Киевский Владимир, Новгородский Арсений и т.д.

Несмотря на  такого  рода  оговорку и получив столько же записок, сколько  и  архимандрит  Илларион  Троицкий,  был  выдвинут  Александр

Дмитриевич  Самарин,  что  в  принципе противоречило соглашению (но он тоже подвергался  баллотировке).  Впоследствии,  когда  все  это  было канонически  оценено,  стало  ясно,  что  некоторые  отказались сами и

Самарин по собственному желанию и по указанию собора был снят.  А  вот протопресвитер Шавельский в числе прочих был кандидатом.

На следующий день три раза избирались кандидаты на патриаршество.

Не было большой неожиданностью,  что в первом туре большинство голосов получил владыка Новгородский Антоний: 159 голосов из 309 голосовавших.

Здесь    обнаруживается   закономерность,   что   три   кандидата   на патриаршество идут друг за другом с небольшим разрывом:  далее следуют

Новгородский  Арсений (148 голосов) и митрополит Московский Тихон (125

голосов).  Заметны еще Кирилл Тамбовский - 102 и Тифлисский  Платон  101.

Сразу же происходит следующий тур голосования.  Видно,  что люди, которые  раньше  голосовали  за  Антония,  теперь  в большинстве своем


- 2 голосуют за Арсения, так что явно выраженное большинство - 199 голосов

-  получает  Новгородский  Арсений,  затем  Московский  Тихон  - 137 и

Тифлисский Платон - 97.  Заметно опережает остальных Кирилл Тамбовский

- 77 голосов, а за Кишиневского Анастасия - только 33.

В последнем туре было значительно меньше голосовавших  (в  первом туре  было  310,  а  здесь  391 человек).  Митрополит Московский Тихон набирает  162  голоса.  Таким  образом,  намечены  три  кандидата   на патриаршество, и весь вопрос в том, как и где произойдет окончательное избрание (в Москве очень сложная обстановка).

Сначала думали, что избрание патриарха по жребию должно произойти в Успенском соборе,  но это оказывается невозможным  -  именно  в  это время в Москве идут бои; Кремль сначала занимают юнкера, а потом берут штурмом большевики.  Собор пытается предпринять какие-то  шаги,  чтобы смягчить это жестокое братоубийство. Составляется делегация во главе с экзархом Тифлисским митрополитом  Платоном,  куда  входят  священники, миряне,  представители  крестьян.  Враждующие  стороны  призываются  к заключению перемирия.