Русской Церкви. На этой почве возникают конфликты между обеспокоенной иерархией и князем Голицыным, до сих пор находившимся с ней в нормальных отношениях.
В 1817 г. производится реформа управления, крайне унизительная для РПЦ: канцелярия обер-прокурора Синода переводится в состав министерства просвещения, туда же попадает и департамент по делам иностранных исповеданий.
Образуется Министерство духовных дел и народного просвещения.
Формально возглавляющий его Голицын остается с Синодом, но фактически возглавляет его князь Мещерский, и все дела РПЦ
теперь рассматриваются в ряду дел других конфессий (в том числе и нехристианских). Фактически это было неким шагом по лишению Православия статуса государственной религии.
Митрополит Амвросий, хотя и был человеком терпимым, начинает протестовать. Те люди, которые часто повторяют фразу
Белинского, что "у нас иерархия никогда и ничем не была, кроме как прислужницей светской власти", очевидно, этих фактов не знают. Он говорил, что при Павле I был удален с Петербургской кафедры митрополит Гавриил Петров; этот прием повторяется, и митрополит Амвросий отослан в Новгород, где он вскоре умирает.
Пришедший ему на смену митрополит Михаил Десницкий продолжает ту же линию и настаивает на том, чтобы направление дел изменилось. Пострадал и друг Голицына Иннокентий Смирнов, ректор Петербургской Духовной Академии, за то, что пропустил книгу, в которой были яркие места в защиту истинной православной веры и нападки на масонскую идеологию какой-то
"внутренней единой церкви". Голицын был возмущен, сам написал императору, что книга противоречит всем направлениям наших церковных преобразований и надо предпринять меры, чтобы таких книг больше не появлялось. В результате Иннокентий Смирнов отправляется в почетную ссылку (он становится Пензенским епископом); как и Амвросий, он вскоре умирает.
Умирает и митрополит Михаил Десницкий (в 1822 г.). Он неоднократно писал письма Александру о том, чтобы он сам уврачевал те раны, которые сам же и нанес Церкви, и, очевидно, на многое у царя начинают раскрываться глаза, хотя при нем никаких изменений и не происходит. На место митрополита
Михаила приходит Серафим Глаголевский, который оказывается резким противником Голицына. В конце концов ему удается одержать победу, хотя и действует он не совсем православными методами. В интригах, которые привели к падению Голицына, оказываются замешанными Аракчеев и архимандрит Фотий, который по-своему был предан Православию, но, по всей видимости, находился в состоянии некоей духовной прелести.
Поначалу Фотий близок к Голицыну, потому что для всего этого направления свойствен крайний мистицизм и родство душ на почве одинакового характера видений и откровений, которые получают представители разных конфессий. Такого рода видения часто бывают и у Фотия, на них он и основывается в борьбе против Голицына и его двойного министерства, а не на аргументации от православного учения. Во сне ему является ангел, который держит в руках книгу, изданную по указанию
Голицына. Книга эта якобы предназначена для проведения революции в России. Идет упорное запугивание Александра I тем, что из-за его преобразований в России может возникнуть революция.
Происходит резкий разговор между Голицыным и Фотием, который, находясь в крайнем возбуждении, анафематствует обер-прокурора Св. Синода (хотя и является только архимандритом). В ответ на жалобу митрополиту Петербургскому на Фотия тот вместо того, чтобы урезонить Фотия, подтверждает это решение. Складывается парадоксальная ситуация. В очередной беседе царь выражает недоверие Голицыну, и его снимают с должности, а все реформы прекращаются.
У нас часто говорят, что в РПЦ под влиянием масонов оказался обер-прокурор - масон самого высокого посвящения, который чуть было не совратил всю Церковь с пути истинного.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.