История Русской Православной Церкви от эпохи Петра до 20-х годов ХХ века, страница 67

убедительно показывал,  что  если  не  принимать  во  внимание религию, веру,   этот  важнейший  фактор  бытия  человеческого общества, то эти вопросы не могут быть верно решены.  Если  еж подходить ко всему с христианской точки зрения, то открываются новые -  более  высокие,  более  глубокие  пути  решения  этих вопросов.

В своих  утверждениях  и  взглядах   он,   конечно,   мог ошибаться, но   это   не   обязательно   связано  с  вопросами церковно-каноническими. Иногда   это   определяется   влиянием римско-католического богословия,  от  которого  он заимствовал излишний рационализм.  Можно взять его известное произведение, посвященное Пушкину - "Судьба Пушкина".  Видно, что он не знал всех подробностей, связанных с его дуэлью, потому и осудил его строже, чем  сделал  бы  это  теперь.  Соловьев  все  пытается истолковать, объяснить.  Основная его мысль:  судьба  человека определяется его   отношением   к   Богу,   его   духовными  и нравственными поступками  и  решениями,  но   однозначно   все объяснить и  истолковать  проявления  воли  Божией  вряд ли мы можем. Поэтому  читая  талантливые  произведения  В.С.,   если особенно не вдумываемся, мы можем охотно со всем соглашаться например, с рассуждениями о том,  что  смерть  Пушкина  вполне закономерна, потому что нельзя рассчитывать, что если бы он не умер, он еще что-то принес бы поэзии.  Если бы он остался жив, то вся  его  жизнь  была бы посвящена покаянию,  а о поэзии не могло бы быть и речи.

Читая талантливо  написанные  рассуждения  Соловьева,  со всем этим можно и  согласиться,  но  потом  возникает  вопрос:

почему же   царь   Давид,  совершивший  тяжелые  преступления, глубоко каялся и  это  не  помешало  ему  создать  глубочайшие поэтические произведения - покаянные псалмы? Вроде бы основная мысль ясна:  смерть - это тоже проявление Промысла Божиего, но объяснить все  мы  вряд  ли  можем,  хотя  вопросов  возникает немало. Тем не менее талантливое изложение В.С., его интерес к связи судьбы человеческой с вопросами творчества,  с духовными и нравственными  переживаниями,   Промыслом   Божиим   глубоко заинтересовало и  захватило русское общество и произвело целый переворот в его сознании.Отчасти (не  по  вине  Соловьева)  во многом  заинтересованные  люди  не  смогли стать по-настоящему церковными и,  отправляясь от  этого  произведения,  пошли  по ложному пути,  который такие пастыри,  как Антоний Храповицкий не  зря  сопоставляли   с   хлыстовщиной.   Но   переворот   в общественном интересе целиком обязан этим произведениям.

Другие важные   вопросы   связаны    с    преобразованием человеческого общества.  Было  много претензий к произведениям

Соловьева и много критики в его адрес,  хотя начинал он  (и  в этом была его сила,  это привлекало к нему людей) с того,  что нельзя быть безразличным к тому злу,  которое  господствует  в жизни общества с его несовершенным устройством. Надежда на то, что можно построить какой-то аналог Царства Божиего на  земле, противоречит христианскому   учению,   в  связи  с  чем  можно привести слова   другого   православного   мыслителя   (Семена

Франка),   сказанные   в   результате   изучения  опыта  нашей революции, что все добро, которое появляется в мире, рождается в душе   человеческой,   а   не  в  результате  тех  или  иных преобразований, общественных   и   социальных.   Сами    такие преобразования могут   облегчать  жизнь  и  всякий  христианин должен к ним стремиться,  но у Соловьева в ранних статьях речь идет о том, что окончательная задача христианства - построение общества, которое  полностью   воплотило   бы   в   себе   все христианские заповеди,  чтобы  оживотворить  этим  учением все человечество. В этом он видел задачу Церкви.

В связи  с  такого  рода устремленностью к преобразованию общества у В.С.  появился интерес к объединению  церквей  и  к римско-католической церкви.   Объединение  церквей  он  считал шагом к созданию  более  мощной  организации  -  духовной,  но способной к действиям в обществе,  которая должна осуществлять задачу, завещанную Христом. Разделенная Церковь, в особенности