Отчасти в результате этого, а отчасти потому, что
Екатерина вообще не любила таких восстаний, а польское правительство не могло с ними справиться, был послан русский генерал ..............., который это восстание подавил.
Железняка отправили в Россию, где он умер (в Сибири). Среди участников восстания был сотник ............... и другие, которые изменили присяге (хотя они и были казаками, но присягнули на службу Речи Посполитой) и были выданы польскому правительству. Расправа с ними была настолько жестокой, что может быть поставлена в ряд с тем, что творили турки: с живых людей снимали кожу, причем растянули это удовольствие на целых три дня. Подобные безобразия творил и Пугачев, но, как мы ни порицаем Екатерину за либерализм, когда разгневанное дворянство приговорило его к четвертованию, был издан милостивый указ, чтобы сначала ему отрубили голову. Это свидетельство того, насколько были культурными и хорошими люди. Но дикая жестокость порождала жестокость невежественных масс, которые не могли быть воспитаны православными священниками из-за преследований польского правительства.
Тем не менее Православие в этих краях не было подорвано и существовало немало священников, епископов, которые несмотря на все преследования стойко продолжали придерживаться православной веры. Особенно был известен епископ Белорусский
Георгий Канисский. Было много нападок на него и даже попыток его убить. Был случай, когда его спрятали от ворвавшейся в храм вооруженной толпы, а потом вывезли из города на телеге под слоем навоза - это был единственный способ его спасти.
Когда был объявлен указ короля Станислава о веротерпимости, более 100 тысяч униатов подали прошение о переходе обратно в Православие. Так что несмотря ни на что
Православие держалось.
Польские конфедерации, восстания в значительной степени вдохновлялись разъяренным польским духовенством, не желавшим идти ни на какие уступки и подзадоривало к тому же и шляхту.
Известно, что в конце царствования Екатерины II произошли особенно крупные разделы Польши, когда практически все земли с православным населением (за исключением Голиции, которая отошла к Австро-Венгрии) оказались под властью России. Здесь уже сотни приходов, миллионы верующих перешли в Православие, причем без всякого давления со стороны правительства. Как известно, Екатерина вообще стояла за веротерпимость и не стремилась к тому, чтобы обращать кого-то насильственно. Ее специфическая политика состояла в том, чтобы расположить к себе польскую шляхту, а на этих землях складывалась своеобразная атмосфера: большинство крестьянского населения было православным, а помещики, даже коренные, были уже давно окатоличены или это были пришлые поляки, которым польское правительство даровало земли - это была польская шляхта.
Екатерина стремилась расположить ее к себе и никоим образом не предпринимать никаких насильственных мер по возвращению кого-то в Православие. Но это движение было настолько массовым, что в первый момент ему не решались препятствовать, поэтому более половины униатов перешли в Православие. Но впоследствии окреп польский национализм, а с другой стороны, они убедились, что особого риска лишиться имений у них нет, поэтому они стали пользоваться своим положением, так что если бы не угрозы со стороны польских помещиков, что переход в
Православие скажется на материальном положении переходящих, в
Православие перешло бы гораздо больше народа. Упорно стало распространяться представление, что Православие - это холопская вера, а католичество - панская и чтобы хоть как-то к ним приблизиться, нужно быть хотя бы униатом. Кроме того, и после воссоединения было много насилий и подстрекательств к потравам, поджогам и пр. Так что несмотря на то, что власть была православной, из-за экономического господства католиков в западных областях значительная часть населения продолжала удерживаться унией. Тем не менее дело владыки Георгия
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.