Это были голословные утверждения насчет того, что якобы не имеют возможности высказать свое мнение здесь,связи, хотя и трудные, но тем не менее с патриархом поддерживались и его взгляды на нецелесообразность таких выступлений в принципе были известны.
Конечно, эти обращения потом послужили некоторым предлогом, который использовали большевики в том гонении, которое они развернули против Церкви. Но вместе с тем не стоит и преувеличивать значение этих документов, потому что очень часто люди, полемически настроенные против Зарубежного Синода, рассматривают эти документы не как предлог, а как причину гонений, что прочитав о таких намерениях Русской Церкви восстановить монархию, призыв к борьбе с большевиками, те решили, что вся русская иерархия так настроена и принято было решение разгромить
- 4 Церковь.
Это, конечно, совершенно неверно. Очень хорошо, несмотря на всю свою тупость в ряде вопросов, большевистские власти представляли, что это точка зрения очень малого крыла русской эмиграции, наиболее воинственно и непримиримо по отношению к ним настроенной и именно поэтому оказавшейся за рубежом, а то, что гонения на Русскую Церковь не имеют никакого отношения к каким-то документам монархистов, показывают и политические события, которые происходили в 1922 г. в
СССР. Мы видим, что тогда происходит массовая высылка интеллигенции, среди которой очень много людей либеральных, никакого отношения ни к
Церкви, ни к монархистам не имеющих. Процесс против партии эсеров, организованный тоже специальным образом. То есть подавление всякого инакомыслия. Это вполне естественно, потому что в каком-то смысле политика быстрого построения коммунизма полностью обанкротилась, перешли к нэпу, и было видно, что страна находится в экономической разрухе, в тяжелом положении, и подавляли всякую оппозицию. Поэтому невозможно было и думать, что такая организация, как Церковь, которую большевики всегда рассматривали как своего главного идеологического противника, останется в стороне.Так что документы Карловацкого собора, на которые ссылались, это, конечно, предлог, причем в глазах некоторых предлог неплохой, но вовсе не причина того гонения, которое было после против Церкви развернуто.
Известно, что поводом к массовой кровавой антицерковной кампании послужило т.н. изъятие церковных ценностей в связи с голодом в
Поволжье. Голод начался еще на грани лета и осени 1921 г. и безусловно был связан с политикой продразверстки и с разорением крестьянства, отчасти с климатическими условиями. Голод был в России и раньше, но никогда ситуация не была так остра, потому что не было в стране достаточных продовольственных запасов. И отнюдь не большевистское правительство проявило поначалу заботу о том, чтобы как-то помочь умирающим людям. Это сделали общественные деятели, и в числе первых патриарх, который обратился к папе римскому, архиепископу
Кентерберийскому и к правительствам многих стран с посланием, где говорилось: "Помогите стране, всегда помогавшей другим" и описывалась тяжелейшая ситуация, которая сложилась в России. Так что сделано было немало и, в сущности говоря, благодаря помощи из-за границы (и только благодаря ей; руководил этими работами известный полярный путешественник Нансен) в конце концов помощь была оказана.
Поначалу многие большевистские деятели высказывали такого рода взгляды, что нечего в связи с этим голодом паниковать, и если какие-то отсталые кулаки умрут, то тем скорее мы построим коммунизм. Они понимали, что не только кулаки умирают, поэтому эта позиция неприемлема, а почувствовав, что многочисленные общественные деятели
(там были и представители партии эсеров и других), и самое главное
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.