История Русской Православной Церкви от эпохи Петра до 20-х годов ХХ века, страница 73

Небесное,  тот найдет случай и время молиться и  внутренне,  и наружно.  Не находит времени молиться только тот, кто не хочет молиться".

Эти миссионеры  обращали  к  Богу  людей,  фактически  не пользуясь поддержкой  государственной власти,  если не считать поддержки материальной,  потому что дело миссии требует  много средств для  строительства  храмов.  Такая  поддержка  Синодом осуществлялась.

Несколько иначе  складывались отношения со старообрядцами и с униатами.  Первые в 50-е годы осуществляют,  наконец, свою давнюю мечту   и   заводят   себя   собственную   иерархию   т.н. Австрийскую,  или Белокриницкую (по  имени  города  Белые

Криницы в  Австрии,  где  обосновался  их  центр).  Они смогли найти (безусловно,  подкупив его,  что  по  церковному  канону должно вести  к  извержению  как  того,  кто рукоположен,  так и рукоположившего) некоего иерарха, который даже не имел права рукоположения, потому что ему разрешено было служить несколько

Литургий в КПле. Они смогли заинтересовать его в своем деле, и от него одного и пошла их иерархия.

Правительство Австрии сквозь пальцы смотрела  на  это,  и там возник старообрядческий центр. Все это представляется явно нелепым: ради того,  чтобы не нарушить какие-то второстепенные обряды (и даже не то что не нарушить,  потому что им позволяют служить без того,  чтобы было такое отступление, чтобы даже не общаться с  людьми,  которые  служат  по  иным  обрядам  - ?), происходит грубое  нарушение  основных  канонов   Православной

Церкви. Буквально: оцеживая комара, верблюда поглощают. Тем не менее эта иерархия удовлетворила многих, хотя и не всех.

Известно, что  РПЦ  благодатной  такую  иерархия не может признать, но,  с другой стороны, те исследования, которые были активизированы в результате появления этой иерархии,  не могут не оставлять чувства глубокой  печали  и  огорчения.  Основная мысль была  вполне  понятна.  Те  иерархи или те православные, которые инициировали эти преследования,  рассуждали так: мы не можем мириться  с  тем,  чтобы  совершалось  кощунство.  Люди, которые называют себя православными архиереями, священниками и теперь совершают  Богослужения  по  православному  обряду,  не являются ни священниками,  ни архиереями, а значит то, что они делают,  это попросту кощунство. Такого мы допустить не можем, поэтому мы их наказываем не за веру,  а за кощунство, которому мы всячески должны препятствовать.

Такого рода стремление не допустить кощунства  привело  к тому, что  все старообрядческие часовни на Рогожском кладбище, были опечатаны,  чтобы нельзя было там совершать Богослужения, за чем тщательно следила полиция.  Рукоположенные ими епископы находили возможность совершать службы в других местах, поэтому многие  из  них  были  отправлены  в   заключение   в   разные православные   монастыри,   где   пробыли   до  двух  и  более десятилетий.

Безусловно, признать эту иерархию невозможно. Но с другой стороны, о  кощунстве  можно  говорить  только  там,  где  оно совершается сознательно. Если же люди искренне верили, пусть и ложно, что  они являются епископами и священниками,  то мешать им совершать службы вряд ли разумно, а тем более посылать их в заключение, равно  как  и  бессмысленно,  потому  что  все это вылилось в  то,   что   полиция   получала   взятки.   Кого-то арестовали, но находились новые самоотверженные лица,  так что

Богослужения совершались.  Это является печальной страницей  в истории нашей Церкви.

Во многом здесь повинна не  наша  иерархия,  а  церковная бюрократия, но   судить   здесь  слишком  поспешно  не  стоит, особенно если подходить к этим вопросам с  той  точки  зрения, что должна  существовать свобода иных христианский конфессий и исповеданий. Вместе с тем нужно  осознать,  что  мы  не  можем оценить всей сложности тогдашней ситуации.  Нельзя подходить к разногласиям старообрядцев  и  православных  с  точки   зрения различных конфессий именно потому, что даже сами старообрядцы, судя по многим их действиям,  так себя не рассматривали, иначе нельзя понять  петицию,  с  которой обратились к Александру II