Возможно, эти успехи связаны с тем, что в начале 70-х годов в течение двух лет было некое гонение на Православие, но потом, учитывая твердый курс японского правительства на вестернизацию и на то, чтобы войти в семью западных народов, гонения прекращаются, и в 1880 г., приехав в Россию, получает рукоположение св. Николай Японский и успешно продолжает свою деятельностью в Японии.
Точно так же успешно развивается русская миссия и в Америке как среди коренного населения, так и среди эмигрантов. Фактически все униаты, которые эмигрируют на территорию Америки из Австро-Венгрии, обращаются в Православие. Такая эмиграция не может рассматриваться как следствие религиозных гонений, она была вызвана экономическими причинами, но если люди так дружно принимают другую веру, это говорит о том, что в Австро-Венгрии Православие находится в значительно более стесненном положении, чем католичество на территории России, где ничего подобного не наблюдается. Расцвет американской миссии связан с теми годами, когда там возглавлял епархию будущий святой патриарх
Тихон. Именно при нем американская церковь получает замечательное развитие.
В Австро-Венгрии по чисто политическим соображениям делается попытка возрождения униатства, его консолидации, причем на некой новой основе. Если раньше униатов поддерживал в основном польский образованный класс, то несмотря на такую поддержку его всегда рассматривали как некую ступень для перехода из Православия в католичество. Униаты по ходу истории все больше теряли всякое сходство с Восточной церковью, и тут возникает другая тенденция. Отчасти она была предварена некоторыми наиболее дальновидными польскими националистами, потому что тогда и на территории России, и на территории Австро-Венгрии возникает такая тенденция, что некие поляки вдруг объявляют себя украинцами, надевают на себя украинские костюмы и всячески стараются разжечь, направить в антирусское русло, то украинский национализм, который, возможно, появился бы и без них.
Такого рода деятели известны, и такого рода тенденции общепризнаны.
В частности, по всей видимости, хотя всякий раз судить об этом трудно, к числу именно такого рода деятелей принадлежит и знаменитый униатский митрополит Шептицкий. В это время происходит и некая другая перемена. Если раньше всю эту деятельность пытаются вести в интересах польской нации, то здесь, учитывая, что Австро-Венгрия попадает в сильную зависимость от Германии и там пробуждается германский национализм, а с другой стороны, враждебность ко всему польскому в самой Германии гораздо более сильна, чем в России. Известно, что во время польского восстания 60-х годов канцлер Бисмарк предупреждал русского посла, что если Россия не подавит этого восстания и позволит полякам делать какие-то попытки к самоопределению, то этим будет вынуждена заняться сама германия. Поэтому, конечно, немцы, которые всячески старались германизировать польские земли, которые входили в
- 10 состав империи, вовсе не были расположены к тому, чтобы позволять усиливаться польскому влиянию на территории союзной с ними
Австро-Венгрии, поэтому и здесь наблюдается новая тенденция, когда австрийские власти начинают поддерживать украинский националистов уже не только против России, но и против Польши и оказывать им государственную поддержку, при этом очень сильно борясь с той прорусской партии, которая очень влиятельна была в то время в Галиции и других местах.
Для такого рода борьбы происходит известная активизация унии.
Туда выделяются большие средства, возрождаются базилианские монастыри, и все это идет на фоне очень усилившейся государственной борьбы с
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.