История Русской Православной Церкви от эпохи Петра до 20-х годов ХХ века, страница 92

Возможно, эти  успехи  связаны  с тем,  что в начале 70-х годов в течение двух лет было некое гонение на Православие, но потом, учитывая твердый  курс японского правительства на вестернизацию и на то,  чтобы войти в семью западных народов,  гонения прекращаются,  и в  1880  г., приехав  в  Россию,  получает  рукоположение  св.  Николай  Японский и успешно продолжает свою деятельностью в Японии.

Точно так  же  успешно развивается русская миссия и в Америке как среди коренного населения,  так и  среди  эмигрантов.  Фактически  все униаты,  которые  эмигрируют  на территорию Америки из Австро-Венгрии, обращаются в Православие. Такая эмиграция не может рассматриваться как следствие   религиозных   гонений,  она  была  вызвана  экономическими причинами,  но если люди так дружно принимают другую веру, это говорит о том,  что в Австро-Венгрии Православие находится в значительно более стесненном положении,  чем  католичество  на  территории  России,  где ничего подобного не наблюдается.  Расцвет американской миссии связан с теми годами,  когда там возглавлял  епархию  будущий  святой  патриарх

Тихон.  Именно  при  нем  американская  церковь получает замечательное развитие.

В Австро-Венгрии  по  чисто  политическим  соображениям  делается попытка возрождения униатства, его консолидации, причем на некой новой основе.   Если   раньше   униатов   поддерживал  в  основном  польский образованный  класс,  то  несмотря  на  такую  поддержку  его   всегда рассматривали   как  некую  ступень  для  перехода  из  Православия  в католичество. Униаты по ходу истории все больше теряли всякое сходство с  Восточной церковью,  и тут возникает другая тенденция.  Отчасти она была   предварена   некоторыми   наиболее   дальновидными    польскими националистами,  потому  что  тогда  и  на  территории  России,  и  на территории Австро-Венгрии возникает такая тенденция,  что некие поляки вдруг объявляют себя украинцами, надевают на себя украинские костюмы и всячески  стараются  разжечь,  направить  в  антирусское   русло,   то украинский  национализм,  который,  возможно,  появился  бы и без них.

Такого рода деятели известны, и такого рода тенденции общепризнаны.

В частности,  по  всей видимости,  хотя всякий раз судить об этом трудно,  к числу именно такого рода деятелей принадлежит и  знаменитый униатский митрополит Шептицкий.  В это время происходит и некая другая перемена.  Если раньше всю эту деятельность пытаются вести в интересах польской  нации,  то  здесь,  учитывая,  что Австро-Венгрия попадает в сильную  зависимость  от  Германии  и  там   пробуждается   германский национализм,  а  с  другой стороны,  враждебность ко всему польскому в самой Германии гораздо более сильна,  чем в России.  Известно,  что во время  польского  восстания  60-х  годов  канцлер Бисмарк предупреждал русского посла,  что если Россия не подавит этого восстания и позволит полякам  делать  какие-то  попытки  к  самоопределению,  то этим будет вынуждена заняться сама германия.  Поэтому,  конечно,  немцы,  которые всячески  старались германизировать польские земли,  которые входили в

- 10 состав империи,  вовсе не были расположены  к  тому,  чтобы  позволять усиливаться   польскому   влиянию   на   территории   союзной  с  ними

Австро-Венгрии,  поэтому и здесь наблюдается  новая  тенденция,  когда австрийские  власти начинают поддерживать украинский националистов уже не  только  против  России,  но  и  против  Польши  и   оказывать   им государственную   поддержку,  при  этом  очень  сильно  борясь  с  той прорусской партии,  которая очень влиятельна была в то время в Галиции и других местах.

Для такого рода борьбы  происходит  известная  активизация  унии.

Туда выделяются большие средства, возрождаются базилианские монастыри, и все это идет на фоне  очень  усилившейся  государственной  борьбы  с