История Русской Православной Церкви от эпохи Петра до 20-х годов ХХ века, страница 103

Оказавшись в  обществе священников (хотя и не только священников, но и епископов),  можно было удивляться,  почему разговоры их  ведутся относительно  чисто  мирских  проблем  и интересов (вплоть до размеров вклада в банке),  а духовные проблемы совершенно не затрагиваются. Как показало  потом  развитие  обновленчества,  в  действительности  среди белого  священства  было  много  карьеристов,  поэтому   трудно   было рассчитывать,  что  если  дело  дойдет до выборов,  то выборное начало может помочь что-то решить.  Любопытно, что экспертом-ценителем того и другого духовенства оказался Феликс Дзержинский, который в начале 20-х годов в своей секретной записке писал,  что задача разрушения Церкви с помощью  архиереев решена быть не может.  Он нашел несколько сексотов, которые наушничали друг на друга, но они, по его мнению, все-таки были не способны нанести удар по церковной организации, так что надо делать ставку, как он пишет, на "белых попов" и действовать с их помощью, что и было впоследствии реализовано в обновленчестве.

Если белые священники выражали сомнения в  правомочности  решения вопросов   одними  только  архиереями,  то  такого  же  рода  сомнения относительно способности белых священников решить все  вопросы  собора были   у  мирян.  Наряду  с  замечательными  пастырями  среди  русских священников в тот период было немало таких, которые стали священниками только  потому,  что  не  были  пригодны ни к какому другому полезному делу.  Из-за этого уважение к священству в народе сильно падало.  Люди из  мирян,  заинтересованные  в  том,  чтобы  жизнь Церкви вернулась в канонические рамки,  вряд ли поверили бы такому собору, который был бы составлен из представителей, избранных белым духовенством.

Любопытно, что некая враждебность  и  неудовлетворенность  худшей части   белого   духовенства  мирянами  нашла  отражение  в  одной  из группировок обновленческого  движения  -  в  "Живой  церкви",  которая всячески  стремилась  отстаивать  узко  понятые  материальные интересы белого духовенства,  за что ее вполне  заслуженно  назвали  "поповским профсоюзом".  Безусловно,  все  права  выборов  в епархиальные советы, которые были  предоставлены  собором  1917  года  мирянам,  были  этим движением  заблокированы,  и  особенно  красочным  был  лозунг  самого

Красницкого: "Бей справа помещика-архиерея и слева мирянина-кулака!"

Такого рода антагонизм не был свойствен лучшей части священников, но то,  что в  условиях  революции  вылилось  впоследствии  в  крайних формах,  существовало уже тогда в зачаточной форме.  Определить, как и что нужно сделать, чтобы восстановить отношения любви и доверия к РПЦ, не  нарушая канонический ее строй (а каноны не предусматривают участия в управлении Церковью кого-либо кроме епископов), был очень серьезным.

В  конце  концов  решение  предсоборного присутствия было таково,  что участие в обсуждении на  соборе  должны  принимать  как  представители белого духовенства (участие архиереев подразумевалось),  так и миряне, но правом решающего голоса там должны будут обладать только  епископы.

Все остальные должны были иметь голос совещательный. Вопрос о том, кто и как будет участвовать в соборе,  был очень  важным  и  дебатировался наиболее  напряженно,  потому  что  от  него  зависели и все остальные решения.

К подготовке    собора    проявила    большой   интерес   русская интеллигенция.  Перед собором значительная  часть  ее  возвратилась  в

Церковь,  но  вместе  с  тем она по-прежнему во многом была проникнута

- 10 старыми либеральными взглядами,  так  что  отношение  интеллигенции  к церковной  реформе  было  очень  сложным.  В  частности,  таково  было отношение  групп  интеллигенции,   связанных   с   Зинаидой   Гиппиус,

Мережковским и их кружком. Незадолго до описанных событий в Петербурге они устроили встречу с духовенством,  где председательствовал  епископ