История Русской Православной Церкви от эпохи Петра до 20-х годов ХХ века, страница 25

Очень не   однозначны   те   средства,   которыми    борются    с вольнодумством.  Все это связано с мистическим масонством, поэтому под видом защиты  веры  в  русское  общество  проникает  много  темного  и инославного.  Идти  дальше  в  характеристике всех этих тенденций я не могу. Что касается масонских лож, то ими увлечены многие (в частности, наследник   Павел   Петрович).  Далеко  не  все  эти  ложи  занимаются мистической  пропагандой,  далеко  не  все  настроены  против  веры  и религии,   так   что   полностью   следовать   здесь   какой-то  линии


- 10 затруднительно.  Хотя я несколько раз вынужден будут повторить,  что в целом для православного человека какая-то тайная организация,  которая сообщает о своих  намерениях  и  особой  способности  приводить  своих членов к какому-то духовному совершенству,  недостижимому для тех, кто находится вне ее,  - такая организация  неприемлема.  В  Символе  веры говорится,  что  мы  веруем "во едину Святую,  Соборную и Апостольскую

Церковь",  и никаких других организаций, которые могли бы сообщить нам какую-то  особую благодать,  нам не нужно и они не соответствуют этому

Символу веры.

Тем не менее нужно сказать, что в отличие от церкви католической, членам которой прямо запрещалось участие в  масонских  обществах,  для православных  просто  нет  церковного благословения на то,  чтобы туда ходить. Пожалуй, наиболее четко выразил этот взгляд о.Иоанн Мейендорф, когда был у нас и его спрашивали о современном положении в Америке. Он сказал,  что есть такого рода  люди  и  среди  православных,  но  если человек  поставляется  в  священники  или  избирается членом какого-то собора, то от него требуют подписку, что он не состоит членом какой-то тайной организации.  Люди,  которые являются масонами, воображают, что они лучше все знают и понимают.  По  мнению  о.  Иоанна,  они  мешают, создают много трудностей.  Однако прямого запрещения нет, хотя с точки зрения государственных указов в  прошлом  веке  было  отношение  более радикальное (об этом мы поговорим в свое время).

В литературе у нас есть немало куда более резких  высказываний  в адрес  масонов,  но  нужно иметь в виду,  что шла,  по крайней мере до самых последних времен,  жесткая и напряженная борьба между масонством всяким  (не  только  французским  антиклерикальным,  но  и  другим)  и иезуитами,  поэтому как масоны, так и иезуиты немало напечатали друг о друге  скверного.  И  так  как  у  православных не было особого повода сочувствовать ни тем, ни другим, то у нас часто перепечатывалось и то, что  говорили  масоны  про  иезуитов,  и то,  что говорили иезуиты про масонов, и без достаточной критики.

Если не   сделать   этого   замечания,  то  трудно  будет  понять высказывание во время этого дела известного масона  Новикова,  который тоже  вроде  бы  стремился  ко  всякому  просвещению  (в  том  числе и духовному). Екатерину беспокоило распространение масонства в России, и

Новиков  был привлечен к суду.  Однако когда суд этот разворачивался и от митрополита  Платона  потребовали  некоторого  заключения,  что  он думает о том, является ли христианином Новиков, митрополит сказал, что желал бы,  чтобы все были такими христианами,  как Новиков.  Насколько этот отзыв свидетельствует о недостаточной осведомленности митрополита

Платона (он говорил,  что и в масонских  ложах  не  на  очень  высоких уровнях посвящения могут состоять достаточно благочестивые христиане), я сказать не берусь,  тем не менее наряду с тем, что проявляются явные антиклерикальные  черты  и  нездоровая мистика,  все-таки всех масонов огульно причислять к сатанистам  нет  никаких  оснований,  потому  что многие  из  русского  общества были членами масонских лож (Кутузов,  а может быть, и Суворов). Тогда это не было чем-то запрещенным, и входил туда даже сам государь.

Я хотел  начать  большую  тему  об  обращении  старообрядцев,  но времени у нас осталось мало,  поэтому ограничусь пока лишь несколькими словами.