Ю.Ф.Самариным на заре его деятельности. Он был довольно крупным чиновником в Прибалтике. Пользующиеся в этом краю большим влиянием немецкие дворяне препятствовали обращению простого населения в Православие: принимались всяческие нелепые постановления и законы, немыслимые в православном государстве. Учитывая многочисленные родственные связи немцев с русским дворянством, бороться с этим было очень нелегко. Но Самарин был возмущен и начал принимать меры, что и привело к конфликту. Недоброжелатели сообщили императору, что в действиях Самарина угадывается революционные намерения.
Князь Гагарин - иезуит, перешедший в католичество, пытался в своих сочинениях проводить мысль о том, что между славянофилами, революционерами, декабристами и Герценом существует некое глубокое внутреннее единство. Если они и верны монархии, то только на время, а потом будут с ней бороться. То есть налицо была попытка скомпрометировать нарождающееся движение, в результате которой Самарин был арестован и привезен в Петербург.
По всей видимости, император Николай познакомился с одним из писем Самарина отцу, где он писал, что ничего противозаконного не сделал и просит отца не беспокоиться, потому что в скором времени с Божией помощью все обвинения против него рассеятся. Николай решил побеседовать с Самариным.
В результате Самарин был освобожден. Беседа с императором произвела на него глубокое впечатление, о чем пишет Соловьев, и не только потому, что Николай обладал неким ореолом облеченного властью человека, снизошедшего до беседы с простым смертным, но и потому, что у него был прирожденный дар привлекать к себе сердца. Более того: само мировоззрение
Николая и его откровенность производили на людей глубокое впечатление. Так произошло и с Самариным. Николай разговаривал с ним на равных и сказал, что разделяет его беспокойство и по поводу положения Православия в Прибалтике и по многим другим проблемам, а также высказался в том духе, что необходима свобода совести: мы не должны предпринимать действия, которые могут восприниматься другими как религиозное насилие, именно потому, что мы - христиане. Самарин признал, что частично был не прав, и сохранил память об этой беседе на всю жизнь. Я
остановился на этом эпизоде, чтобы показать, что многие из тяжелых явлений, происходивших в царствование Николай I, может быть, были и связаны с его представлениями о том, как нужно организовывать государственное управление, но если бы он сам, лично мог рассмотреть некоторые вопросы, все могло бы сложиться и иначе.
Приближалась Крымская война, в которой ярко и своеобразно преломились не только недостатки духовные, но техническая отсталость России. Все эти вопросы тесно связаны со славянофильским движением. Очень много русских образованных (а лучше сказать, полуобразованных) людей удерживались в верности
Православию воспоминаниями времен войны 1812 года. Тогда было ясно, что явлена сила Божия и враги России посрамлены, а связано это с православной верой, поэтому Православие - это религия, которой наше отечество обязано своим благоденствием и устойчивостью. Но глубже дело не шло: раз мы победили значит, с нами Бог и так будет во все времена, а беспокоиться особенно не о чем.
На самом же деле, как явствует из истории, церковное и духовное положение России было очень сложным. Всякий, кто исповедовал, что Православие есть истинная вера и Господь Бог защищает Православную веру, должны были позаботиться о том, чтобы эта вера полностью восторжествовала в жизни России, чего в действительности не было. Это сознавали и наиболее выдающиеся представители иерархии, и другие духовные лица. И
хотя все славянофильское течение выросло из патриотизма, сами славянофилы сознавали, что в жизни страны есть немало тяжелого, что их беспокоит. Особенно это проявилось с началом
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.