История Русской Православной Церкви от эпохи Петра до 20-х годов ХХ века, страница 153

Для подавляющего   большинства   т.н.   демократов  патриаршество несовместимо с самим демократическим  строем.  Они  считают,  что  это некий    пережиток   самодержавия   и   раз   в   стране   установился демократический порядок, то так должно быть и в Церкви. Это их горячее убеждение   высказывается   далеко   не  всеми  ораторами.  Не  совсем беспристрастно,  как читатель может понять,  все-таки  патриарха  тоже выбирают, так где же здесь противоречие демократии? Но если посмотреть на дальнейшую практику,  то видно,  что речь идет не только о  свободе выборов  руководителей,  а  о  том,  что восстановлением патриаршества наносится очень сильный удар  чаяниям  обновленчества.  Восстановление патриаршества основано на верности традиции,  канону;  для обновленцев


- 9 же главное - от этих канонов отойти якобы по требования современности.

По большей части это люди не из священников, а из мирян, поэтому можно рассчитывать,  что они захватят власть  в  каком-то  высшем  церковном совете,    где   будут   перемешано   духовенство   или   епископы   с представителями мирян.  Как показала практика,  организация управления

Югом  России  при  Деникине  и  позднейшие обновленческие синоды,  там действительно очень легко было формального  председателя  отправить  в тень и практически руководили всем люди,  формально не имеющие широких полномочий.  Поэтому для того,  чтобы захватить церковное руководство, ответственный  человек,  который  не  может  быть  смещен без собора и какую-то полноту церковной власти ему нужно предоставить, он влияет на ход  церковных  дел  и,  безусловно,  всем  этим планам служит большой помехой.

Не случайно,  что все, кто так или иначе руководствовался в своей деятельности внешними для Церкви интересами,  становятся  противниками патриаршества.  В  то  время,  когда Владимир Соловьев мечтал о некоем быстром единении Православия с католичеством  (а  тогда  тоже  начинал дебатироваться  вопрос  о  патриаршестве),  он высказал опасения,  что

"русский папа" будет препятствием на пути к такого  рода  объединению.

То  есть  совершенно очевидно,  что патриарх будет преградой на пути у тех, кто пытается навязать РПЦ унию.

Ну а конкретно когда говорят,  почему они против патриарха, здесь поднимается очень большой исторический  слой,  где  пытаются  сказать, сколько  плохого  было  в  Церкви  при патриархах (и раскол,  и другие нехорошие события),  какие неблаговидные поступки они допускали и кого снимали.  Но  не  проводится  никакого  сопоставления ни с синодальным строем  (раскол,  начавшись  при  патриархах,  продолжал  крепнуть   в синодальный период), ни с каким-то иным, потому что Церковь - организм

Богочеловеческий,  поэтому  грешные  люди   всегда   могут   допускать отклонения от канонов и заповедей и непонятно,  почему какой-то другой строй может способствовать тому,  чтобы всего этого не было.  Так  что авторы демонстрировали свою большую эрудицию - но и только.

Были политические  спекуляции,  когда  сказано  было,  что  народ лишился  привычной  фигуры  для  поклонения (царя),  и теперь народное чувство будет искать кого-то другого и найдет  его  в  патриархе,  что вызовет  разные нежелательные осложнения в Церкви.  Но эти утверждения непонятны,  потому что власть патриарха зависит  от  того,  какие  ему предоставлены   полномочия,   а   что  касается  народных  чувств,  то непонятно,  почему  другого  рода  чувства  (например,  склонность   к анархии) не могут найти себе пищу и почему все это нельзя преодолеть.

Есть и  некоторые  справедливые  упреки   в   адрес   сторонников патриаршества, и здесь вспоминают митрополита Филарета Московского - в частности,  когда связывают с патриаршеством (и  связывали  до  этого)

надежду  на то,  что достаточно восстановить патриаршество,  чтобы все церковные проблемы были решены.  Безусловно,  обстановка в Церкви и  в стране очень сложна,  и одним восстановлением патриаршества тут ничего не  решить.  Тут  с  иронией  приводят  высказывание  владыки  Антония