История Русской Православной Церкви от эпохи Петра до 20-х годов ХХ века, страница 3

Петром, ясен: конечно, вредна. А вот К.Победоносцев, например, считал, что она полезна.  Но большинство людей считают все-таки,  что она была вредной.  А раз она вредна для Церкви, то и в целом она вредна. Такого рода   логика  является  безупречной.  Но  мне  кажется,  что  следует вспомнить,  как  относился  VII  Вселенский   собор   к   деятельности императоров-иконоборцев.  Нужно сразу оговориться,  что Петр, несмотря на то,  что его  действия  принесли  Церкви  немало  вреда,  вовсе  не является  ни иконоборцем,  ни отлученным от Церкви человеком.  Церковь поминает его, молится о нем, как и о всяком православном, который умер в мире, в Церкви, и о всяком самодержавном государе. Как раз начиная с

Петра действия очень многих русских императоров наносят духовной жизни русского  общества  вред.  И если многие иерархи-подвижники не могли в свое время говорить об этом,  то они оставили свидетельства того,  что они осознавали это. Вместе с тем надо помнить, что у них было и особое отношение  (естественно,  церковное)  к   православным   самодержавным императорам, которое восходит к Библии. Ясно, что это люди, на которых

Промыслом Божиим возложено особое служение защиты Церкви.  Это  власть не  внешняя,  гражданская,  государственная;  император  -  помазанник

Божий.  Как видно из библейской истории, Саул до того, как был помазан на  царство,  являлся одним из лучших людей и выполнял весь закон.  Но его же пример говорит о  том,  что  даже  для  самых  достойных  людей тяжесть  власти  - очень тяжелая ноша.  Тем более - защита Церкви и ее интересов.  Поэтому о человеке,  на  которого  эта  защита  возложена,

Церковь  всегда особенно молится и сочувствует ему.  Каковы бы ни были погрешности у русских императоров, они все же оставались православными самодержавными императорами,  и Церковь всегда о них молилась, сколько бы вредного и тяжелого они ни внесли в русскую  жизнь.  Так  что  Петр

Великий  - отнюдь не иконоборческий император.  Да и отлучая от Церкви императоров-иконоборцев,  отцы VII Вселенского  собора  отметили,  что очень  многие  реформы,  которые  они осуществили в гражданской жизни, были  полезны  для  государства.  Отлучение  от  Церкви  Льва  Исавра,

Константина  Копронима  вовсе  не  означало,  что все их реформы нужно предать забвению.  Что полезно,  то полезно,  а отлучены они  были  за антицерковную деятельность. Так и то вредное, что было сделано Петром,

- 4 на соборе 1817 г.  было осуждено и исправлено,  но отнюдь не все  было признано  вредным.  Было  бы  интересно  понять  некоторые характерные особенности того,  что он  сделал  и  почему  это  привело  к  вредным последствиям для Русского Православия.

Среди инославных   историков   и    светских    либералов    была распространена  такая  точка  зрения,  что существовало малокультурное общество,  отлученное от развивавшейся в Европе высокой цивилизации, и необходимо было эту цивилизацию внести в жизнь русского общества. Петр именно это и делал,  а всякие темные, невежественные, реакционные люди этому   противодействовали,  как  и  националисты,  которые  все,  что привносится извне,  отвергают. Если отрешиться от этого и подняться на объективную точку зрения,  то места для осуждения петровских реформ не остается.  Однако в целом давать характеристику этим  реформам  просто невозможно. Надо лишь указать на некую аналогию с тем, что произошло в жизни Европы,  и это поможет понять,  что  дело  далеко  не  только  в ущемленном национальном самолюбии.

Можно сказать, что при Петре из одной исторической эпохи, которую можно назвать Средневековьем, совершился резкий скачок в другую эпоху, которая  соответствует  Ренессансу.  Произошло  быстрое  заимствование западной культуры,  и если посмотреть на историческую перспективу того времени,  то можно понять,  что они  попросту  насильственно  были  бы навязаны России,  которая в этом случае превратилась бы в полуколонию.