Петру через 10 лет пришли церковные иерархи с предложением избрать патриарха, он выхватил нож и, указывая на себя, крикнул: "Вот вам патриарх, а другого не будет!"
До синодальной реформы со времени этого эпизода прошло более пяти лет - у Петра было время все обдумать. Отчасти его намерения определялись случайными факторами - тем, как складывались отношения царя с духовенством. Многое из того, что делалось в России, в том
- 2 числе кощунственные выходки Петра и его приближенных, благочестивым русским людям совсем не нравилось. Поэтому и отношение к Петру было неодобрительным.
Многие ожидали, что перемены к лучшему начнутся с приходом к власти царевича Алексея. Между царем и наследником нарастал антагонизм, который возник, когда Петр насильственно постриг его мать, что было связано с развратом царя. Во всяком случае Алексей Петрович не сочувствовал царю, хотя сам с точки зрения Православия был далеко не идеальным человеком. Митрополит Стефан Яворский в одной из своих проповедей назвал царевича "единственной надеждой России". Казалось
4бы 0, такая характеристика был 4а 0 вполне уместной, ведь речь шла о законном наследнике царя, но у Петра росло подозрение. Было несколько дел, в которых оказалось замешанным духовенство - в частности, дело
Георгия Талицкого, который сравнивал царя с антихристом. В связи с такого рода делами пострадало немало архиереев. Очень многие в 1718 г.
оказались замешанными в дело наследника Алексея. Во время следствия выяснилось, что многие русские архиереи сочувствовали наследнику. В
частности, когда Алексей исповедовался одному духовнику и сказал, что не любит отца и желает ему смерти, духовник ему ответил: "Мы все того же самого желаем". Когда началось следствие, этот факт открылся.
Выяснилось, что подобные настроения разделяют многие.
Еще в 1700 г. по делу Георгия Талицкого был привлечен епископ
Тамбовский Игнатий. По делу же царевича Алексея были привлечены и епископ Дорофей, и два очень видных митрополита - митрополит Крутицкий
Игнатий Смола (он был сослан) и митрополит Киевский Иоасаф Кроковский
(умер).
Многие пострадали и невинно, в частности по делу Георгия
Талицкого был приговорен царский духовник Иоанн, который тоже был сослан в Соловецкий монастырь, постригся там с именем Иова.
Невиновность его была установлена с помощью епископа Афанасия
Холмогорского, и царь предлагал Иову вернуться, но тот отказался, а позднее стал замечательным подвижником нашей Церкви, приняв схиму с именем Иисуса в Голгофораспятском скиту.
Очень сильный антагонизм разгорелся из-за дела еретиков во главе с Димитрием Тверитиновым. Была обнаружена ересь - некий вольнодумный кружок, состоявший из мастеровых и чиновников, которые кощунственно отзывались об иконах и позволяли себе другие выходки. Им грозило тяжелое наказание, если бы к делу подошли со старыми мерками, но Петр изъявил желание спустить все на тормозах, чтобы еретики просто понесли покаяние и были прощены. Здесь опять выяснилось расхождение между
Петром и Стефаном Яворским, который считал, что простым покаянием здесь ограничиться нельзя и нужно выслать провинившихся на какое-то время в монастырь, чтобы проверить их искренность. Один из еретиков
(Фома Иванов), которого сослали в Чудов монастырь, бросился с ножом на икону - его вольнодумство переросло в некое злобное беснование. Это стало известно митрополиту Стефану, и было возбуждено новое дело. Фома
Иванов был жестоко наказан: его сожгли на костре (в чем сказалось влияние католичества). Это привело царя в неописуемую ярость, потому что все было сделано в его отсутствие. Он окончательно убедился в том, что Стефан хотя и является исключительно образованным и деятельным человеком, но тем не менее это не тот человек, на которого царь может опереться в своих начинаниях.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.