История Русской Православной Церкви от эпохи Петра до 20-х годов ХХ века, страница 8

Петру  через  10  лет  пришли церковные иерархи с предложением избрать патриарха,  он выхватил нож и,  указывая на себя,  крикнул:  "Вот  вам патриарх, а другого не будет!"

До синодальной реформы со времени этого эпизода прошло более пяти лет  -  у  Петра  было  время  все  обдумать.  Отчасти  его  намерения определялись случайными факторами - тем,  как  складывались  отношения царя  с  духовенством.  Многое из того,  что делалось в России,  в том

- 2 числе кощунственные выходки Петра и  его  приближенных,  благочестивым русским  людям  совсем не нравилось.  Поэтому и отношение к Петру было неодобрительным.

Многие ожидали,  что  перемены  к  лучшему  начнутся с приходом к власти  царевича  Алексея.  Между   царем   и   наследником   нарастал антагонизм, который возник, когда Петр насильственно постриг его мать, что было связано с развратом царя.  Во всяком случае Алексей  Петрович не  сочувствовал царю,  хотя сам с точки зрения Православия был далеко не идеальным человеком.  Митрополит Стефан Яворский в одной  из  своих проповедей  назвал  царевича "единственной надеждой России".  Казалось

 4бы 0,  такая характеристика  был 4а 0  вполне  уместной,  ведь  речь  шла  о законном наследнике царя,  но у Петра росло подозрение. Было несколько дел,  в которых оказалось замешанным духовенство - в  частности,  дело

Георгия  Талицкого,  который  сравнивал царя с антихристом.  В связи с такого рода делами пострадало немало архиереев. Очень многие в 1718 г.

оказались  замешанными  в дело наследника Алексея.  Во время следствия выяснилось,  что многие русские архиереи сочувствовали  наследнику.  В

частности,  когда Алексей исповедовался одному духовнику и сказал, что не любит отца и желает ему смерти,  духовник ему ответил: "Мы все того же  самого  желаем".  Когда  началось  следствие,  этот факт открылся.

Выяснилось, что подобные настроения разделяют многие.

Еще в  1700  г.  по  делу Георгия Талицкого был привлечен епископ

Тамбовский Игнатий.  По делу же царевича  Алексея  были  привлечены  и епископ Дорофей, и два очень видных митрополита - митрополит Крутицкий

Игнатий Смола (он был сослан) и митрополит Киевский Иоасаф  Кроковский

(умер).

Многие пострадали  и  невинно,  в  частности  по   делу   Георгия

Талицкого  был  приговорен  царский  духовник Иоанн,  который тоже был сослан  в  Соловецкий  монастырь,  постригся  там   с   именем   Иова.

Невиновность   его   была  установлена  с  помощью  епископа  Афанасия

Холмогорского,  и царь предлагал Иову вернуться,  но тот отказался,  а позднее  стал  замечательным подвижником нашей Церкви,  приняв схиму с именем Иисуса в Голгофораспятском скиту.

Очень сильный  антагонизм разгорелся из-за дела еретиков во главе с Димитрием Тверитиновым.  Была обнаружена ересь - некий  вольнодумный кружок,  состоявший  из мастеровых и чиновников,  которые кощунственно отзывались об иконах и  позволяли  себе  другие  выходки.  Им  грозило тяжелое наказание,  если бы к делу подошли со старыми мерками, но Петр изъявил желание спустить все на тормозах, чтобы еретики просто понесли покаяние  и  были  прощены.  Здесь  опять выяснилось расхождение между

Петром и Стефаном Яворским,  который  считал,  что  простым  покаянием здесь  ограничиться  нельзя  и нужно выслать провинившихся на какое-то время в монастырь,  чтобы проверить их искренность.  Один из  еретиков

(Фома Иванов), которого сослали в Чудов монастырь, бросился с ножом на икону - его вольнодумство переросло в некое  злобное  беснование.  Это стало известно митрополиту Стефану, и было возбуждено новое дело. Фома

Иванов был жестоко наказан:  его сожгли на  костре  (в  чем  сказалось влияние католичества).  Это привело царя в неописуемую ярость,  потому что все было сделано в его отсутствие. Он окончательно убедился в том, что  Стефан  хотя  и  является исключительно образованным и деятельным человеком,  но тем не менее это не тот человек, на которого царь может опереться в своих начинаниях.