История Русской Православной Церкви от эпохи Петра до 20-х годов ХХ века, страница 107

............. В своем дневнике он записал, что какая-то группа рабочих намерена  мятежной толпой устроить демонстрацию и что эта демонстрация запрещена. Князь .............., поняв, что запрещению не подчиняются, вызвал войска,  причем не дал им никаких инструкций и не разъяснил им, что  может  произойти.  Военные  же,  когда  им  не  дают  инструкций, руководствуются своим уставом:  предупреждение,  выстрел вверх, а если

- 4 после этого не слушаются,  то выстрел в толпу.  Так что  в  результате произошла большая трагедия.  Число жертв было сильно преувеличено,  но погибли очень многие люди, которые шли с самыми чистыми побуждениями и ни в чем не были виноваты.  Те,  кто был намерен требовать ограничения самодержавия и других подобных вещей, мало пострадали.

После всего  был  издан приказ об аресте Гапона,  но он с помощью эсеров и Рутенберга  скрылся;  именно  Рутенберг  составил  знаменитое обращение  Гапона,  которое тот подписал,  куда затесалась пресловутая фраза о том,  что "царь расстрелял веру народа своему  государю".  Это было   красиво,  но  не  совсем  соответствовало  действительности,  а выражало лишь чаяния революционеров.  Гапон оказался за  границей,  он бежал  от преследования.  Там он какое-то время купался в лучах славы, но революционеры его уже использовали и не собирались делать его одним из   руководителей.   Известны   полупрезрительные   слова  Плеханова, сказанные им в одной из  бесед  с  Гапоном:  "Тебе,  батя,  надо  было подучиться  побольше".  После  того  как  популярность его за границей стала приближаться к нулю,  Гапон снова оказался в России и,  по  всей видимости,  связался с царской полицией, хотя и утверждал перед своими революционными  друзьями,  что  его  связи  имели   целью   содействие интересам революции.

Это далеко  не  единичный  случай.   Известно,   что   даже   сам руководитель   эсеровской   партии  ...........  был  тесно  связан  с полицией.  Во всяком случае при очень темных обстоятельствах и вопреки решению  эсеровской  партии  Гапон  был  повешен  на  одной из дач под

Петербургом по обвинению  в  предательстве.  Он  пользовался  все-таки очень  большой  популярностью,  и был назначен третейский суд.  Высшее руководство эсеров разрешило Рутенбергу убить его только в том случае, если  он  сможет  это  сделать  во время встречи с Рачковским (один из видных чинов царской полиции),  когда вина Гапона станет очевидной. Но тот  утверждал,  что  какие-то рабочие,  которых он специально скрыл в соседнем помещении,  подслушали и убедились в предательстве  Гапона  и его повесили.  Никто с тех пор этих рабочих не видел, как неизвестна и судьба тех средств,  которые находились в то время в руках Гапона.  Но

Рутенбергу  удалось,  хотя и с большим трудом (только после того,  как стало  очевидным  для  эсеров  провокаторство  ...........),  добиться признания   того,   что   он   действовал   от   имени  партии,  а  не самостоятельно. Впоследствии он переехал в Палестину и кончил там свою карьеру бизнесменом.

Таков был трагический конец священника,  увлекшегося политической деятельностью  до  такой  степени,  что  он пренебрег предостережением митрополита и  даже  не  пожелал  выслушать  его  накануне  одного  из решающих  действий  своей  жизни.  Не  менее  трагична  была и карьера другого священнослужителя,  крайне правого направления.  Эта  трагедия приходится  на  более  поздний  период  -  на последние годы первого и начало второго десятилетия.  Это известный иеромонах Илиодор  (в  миру

Сергий Труфанов).  Он,  напротив, сотрудничая с самыми правыми кругами

"Союза русского  народа"  (в  период  министерства  Столыпина),  очень активно   нападал   на  Столыпина  и  на  всю  аристократию  за  якобы недостаточную борьбу со всякими революционерами и  потворство  им.  Он тоже обладал даром слова и привлекал широкую аудиторию. Но его нападки на министерство  вызвали  гнев  Столыпина,  который  доложил  об  этом