- 8 он вынужден был бежать из России. Это свидетельствует о том, что не все было там благополучно в духовной жизни и что дело не в одном
Распутине.
У Победоносцева, как известно, был особый взгляд: он не очень высоко ставил тех духовных подвижников, которых чтил весь русский народ, но сама простая вера русского народа - это было самое высшее, что он любил и уважал. Безусловно, эти взгляды были впитаны царской семьей, поэтому они решили, что такого рода неприятие Распутина связано с тем, что образованные архиереи не обладают должной верой, какая есть у простого русского народа, и всячески стремились выдвигать на архиерейские кафедры людей мало образованных и простых (во всяком случае тех, кто так или иначе связан с Распутиным).
Таким образом приблизились к царю некоторые карьерные личности такие, как митрополит Питирим, заменивший в 1913 г. митрополита
Владимира на Петербургской кафедре. Но и он, хотя связи его с
Распутиным несомненны, по всей видимости, связан с ним из карьерных соображений, судя по фразе, сказанной им келейнику: "Ты Богу-то молись, а сатану не трогай - нечистая, но все-таки сила". Означает ли это почтение к Распутину, но в Синоде он пытался во всех вопросах проводить его линию, в чем ему противодействовали такие архиереи, как будущий патриарх Тихон, тогда архиепископ Виленский, и архиепископ
Серафим Чичагов, который тоже какое-то время был близок с Распутиным, но потом отошел и нет никаких оснований считать, что это объясняется его карьерными интересами. Если бы он был карьеристом, то скорее всего он с Распутиным бы не порвал и не выступал бы против него.
Помимо людей такого рода, для которых имели место карьерные интересы, высокое положение в церковной иерархии занимают люди благочестивые, но не имеющие достаточного образования - такие, как митрополит Московский Макарий Невский. Это был замечательный миссионер, который много сделал для просвещения аборигенов Алтая. Он не ожидал, что его призовут на Московскую кафедру, и его нельзя обвинять в связях с Распутиным, хотя он никак ему и не противодействовал. В отличие от многих членов Синода, он не входил к нему в оппозицию. Это было естественно, потому что как человек, не имеющий академического образования, но неожиданно возвысившийся, он не мог действовать активно. Именно этим объясняется пассивная позиция митрополита Макария, которому после Февральской революции, как и митрополиту Питириму вменили в вину то, что он был связан с
Распутиным, хотя никакой вины за ним не было.
Во всяком случае появлялись такого рода пассивные люди и среди иерархии, и среди высшего руководства страны. Видя вред, который был нанесен царской репутации влиянием Распутина, они не могли этому как-то не противодействовать. Все эти люди в результате отталкиваются от двора, а группируются вокруг него либо пассивные, либо ограниченные или карьеристы. Честных, открытых людей вокруг царя становится все меньше, и это трагично сказалось на развитии событий в революционные месяцы.
Очень много всяких вопросов в то время волнуют РПЦ. Начинаются волнения на Афоне в связи со спорами о почитании имени Христова. Эти люди сами себя называли имяславцами, а противники называли их словебожниками. Не берусь судить, кто прав, но мне кажется, что острота этого спора была преувеличена и вообще он был несколько надуман. В то время подвизались на Афоне такие подвижники, как св.
Силуан Афонский. Он жил как раз в тот период, когда эти разногласия стали развиваться и пришли к конфликту. Он не принял ни ту, ни другую сторону и остался вне этого конфликта. По всей видимости, здесь нечто глубокое, что может определять отношение к этому конфликту.
Суть же происшедшего была в том, что человек, искренне принявший
- 9 монашество - бывший блестящий офицер-гвардеец Булатович, который много сделал и как путешественник, и как русский военный представитель в
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.