История Русской Православной Церкви от эпохи Петра до 20-х годов ХХ века, страница 27

Павле. Он возымел какую-то симпатию к старообрядцам и надеялся с помощью   своей   воспитательной    работы    способствовать воссоединению их  с  Церковью.  Думаю,  что  если  бы  не  его кончина, то очевидная неудача этих попыток могла бы привести к тому, что он изменил был свое отношение к старообрядчеству. Но при его жизни он их пригласил во дворец,  они  пели  для  него молебны и те части Богослужения, которые он посчитал возможным выслушать. Он очень все хвалил и говорил, что старый обряд ему очень нравится, но дальше, желая их сагитировать, пригласил на

Богослужение в свою  придворную  церковь  и  спросил,  как  им нравится та служба,  которую он поставил.  Здесь они еще могли уклониться от прямого ответа,  потому что все что к тому,  что им должно  было  понравиться  Богослужение  Павла,  а  в конце концов совершится объединение.  Они, однако, смогли как-то все это сдержать  и уклониться,  а вскоре состоялся заговор против

Павла и он умер. Но при нем переговоры о единоверчестве сильно продвинулись. Петербургский   митрополит   Амвросий  Подобедов сочувствовал всему этому даже более,  чем владыка Платон,  так фактически все  было  решено  и  всякие  преследования  против старообрядцев практически  были  сняты.  Поэтому  старообрядцы чувствовали к  Павлу  большую  симпатию.  Своеобразный эпизод, произошедший в связи с его трагической гибелью,  в особенности закрепил представления  вдовы  Павла  и  придворных  кругов  о старообрядцах как  о  людях,  особенно  преданных  монарху   и самодержавию.

Однако известно,  что Павел был  убит  заговорщиками  под руководством графа   Палена   -   петербургского  губернатора, которому Павел особенно доверял.  И  вот  старообрядцы  пришли к императрица  выразить  свое  соболезнование и преподнесли ей икону, на которой была  надпись  -  текст  из  Ветхого  Завета

(вопрос, который  задала царица Иезавель убийцам царя:  мир ли

Замврию, убийце государя своего?  (4 Цар. 9,31). Некий Замврий убил одного  израильского  царя,  и вот появился такой вопрос, т.е. как чувствует себя Замврий. Вдовствующая императрица, как только увидела  эту  икону,  сразу  же сказала,  что это икона замечательная, она  ей  очень  нравится  и  любоваться  ею   и прикладываться к ней должна не только она, но как можно больше жителей всего столичного  града,  поэтому  она  желает,  чтобы икона была  помещена  в  церковь,  чтобы  открыть  к ней общий доступ.

Пален, который сначала, казалось, занимает первое место в государстве, был очень обеспокоен,  потому что  все  понимали, что это  намек  на  него:  не  чувствует  ли  убийца  государя угрызений совести?  Он явился к Александру I и стал требовать, чтобы императрица убрала икону из часовни, чтобы не будоражить население такого рода агитацией.  Но  Александр  был  возмущен таким требованием,  и  Пален  был  сослан.  Косвенной причиной оказались старообрядцы,  и долгое  время  считалось,  что  они особенно остро переживают кончину законного государя,  поэтому на какое-то время были смягчены преследования  против  них,  и может быть,  это особенность ................, потому что в то время в единоверцы  обращались  только  по  чисто  религиозным внутренним соображениям, а не из-за страха гонений. В то время уже вошли в силу все  уставы  о  единоверии  и  обратились  10

процентов старообрядцев,    но    это   были   люди   искренне обратившиеся.

Любопытно, что впоследствии,  в 30-40-е годы, когда стали применять насилие,    чтобы    загнать     старообрядцев     в единоверческую церковь,   то   старые   единоверцы  выказывали нежелание общаться  с  новыми  единоверцами,  потому  что   им претило иметь  дело  с  людьми,  которых заставили принято то, чего они с таким трудом добились для себя.

Так развивались  события с воссоединением старообрядцев в конце 18 и самые первые годы 19 века.

Не менее   важные   события   произошли  и  в  результате воссоединения униатов  после  присоединения  западных  русский областей (Украины  и Белоруссии) к России ..........  разделов