Свенцицкого "Граждане неба" известно, какую оценку монашеству давали те пустынники, с которыми он общался. С одной стороны, совершенно правильно отмечали пристрастность тех злобных нападок, которые шли на монашество, говоря, что то, что есть в монастырях недостойного, есть отражение того низкого уровня, на котором находится сам мир, т.е. над миром трудно подняться слишком высоко. Во всяком случае жизнь в монастырях лучше, чем в миру. С другой стороны, само их стремление уйти от монастырей подальше как раз объясняется тем, что в очень многих монастырях фактически спасаться уже невозможно - там поддерживается внешнее благолепие среди тех, кто ходит на поклонение к святыням. Там более или менее благочестиво совершается служба, но внутренняя духовная жизнь все более иссякает, что характерно для многих монастырей. Конечно, где-то сохраняется и подлинная святость, но люди, которые стремятся к святости и духовной жизни, часто встречают во многих монастырях противодействие, а не помощь. Монастырь внушает в этом отношении мешает быть настоящим монахом.
То же можно сказать и про русское духовенство. Конечно, далеко не все оно состоит из атеистов. Много людей, которые по-прежнему находясь в тяжелых материальных условиях, служат Богу самоотверженной проповедью. Но вместе с тем и очень много наемников. Многие из тех, кто выбирает для себя духовную карьеру, просто идут из семинарии в священники не потому, что чувствуют такое призвание, а потому, что не способны безбедно существовать, занимаясь другим делом. Практический атеизм среди русского духовенства распространяется все шире. Учитывая, что, может быть, это и очень несправедливое требование со стороны русского народа, который считает (это свойственно для русских людей было и сейчас, может быть, осталось), что сами они, что поделаешь, кто не без греха, но батюшка обязан молиться и вести жизнь святую, иначе он не способен выполнять свои функции. В этом отношении учение безусловно правильное, что совершение таинств не зависит от нравственности священника, как-то не очень глубоко воспринимается и люди у нас очень трагически воспринимают недостоинство духовенства.
Даже простое отсутствие святости вызывает в народе чувство отталкивания, недоброжелательства. Не практический атеизм, а то, что не на должной высоте стоять священники, уже вызывает глубокое разочарование в духовенстве.
То, что таких много, это видно. Опять-таки с очень большой скорбью один из русских миссионеров священник Бекаревич говорил об этом на соборе: если среди католических ксендзов пастырь по убеждению
- это правило, а наемник - исключение, то среди наших священников, к сожалению, наоборот. Такого рода свидетельств много. Учитывая, что люди смотрят с разных точек зрения, такого рода картину представить себе трудно, но то, что в Церкви многое не так, это безусловно многие чувствуют. И возникает стремление, что надо собрать для этого собор.
- 6 Эта мысль возникла не в 1905 году. Ее высказывал уже епископ
Игнатий, а также известный церковный писатель А.Н. Муравьев, но все время это откладывалось. Непримиримую позицию по отношению к этому начинанию занимает и сам Победоносцев. В частности, такого рода высказывания некоторые его почитатели повторят и сейчас: не было условий, безусловно и собор, как и государственная дума, мог бы не удасться и его созыв принес бы только вред. Мне кажется, что здесь можно вполне однозначно сказать, что это большое заблуждение, потому что созданный спешно, в гораздо более тяжелых условиях, когда у власти находились люди, способные исказить голос Церкви, русский православный собор 17-18-го годов, безусловно, удался, и все попытки столкнуть
Церковь с православного пути не удались.
Когда собор не созывается, рассчитывать, что без него бюрократическими действиями можно преодолеть то негативное, что есть в
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.