История Русской Православной Церкви от эпохи Петра до 20-х годов ХХ века, страница 89

РПЦ,  до конца не удается.  Но во всяком случае,  хотя наемников очень много,  есть  и  много  самоотверженных  пастырей,  которые  сохраняют подлинную святость,  подлинную духовную жизнь не только среди русского народа,  но и несут их другим людям,  в другие страны.  Я уже говорил, что происходят некие изменения в отношении миссии среди магометан.

Любопытно, что   вообще   Казанская   Духовная   Академия   здесь становится одной из ведущих  в  России.  Именно  в  Казани  появляется миссионерское    отделение.   В   1865   г.   возникает   Православное миссионерское общество.  Тут же особо в Казани  возникает  в  1867  г.

просветительское  братство  св.  Гурия.  Там Богослужению на татарском языке  способствует  о.  Николай  Ильминский.  Точно  так   же   среди евреев-иудаистов    намечается    большое   количество   обращений   в

Православие. Сейчас, когда обсуждаются эти причины, часто указывают на то,  что  это  было,  попросту  говоря,  желанием  получить  доступ  к образованию,  которое  для   лиц   иудейского   вероисповедания   было ограничено, или следствием принятого еще при Николае I и утвержденному при Александре II закону мальчиков  из  еврейских  семей  призывали  в армию,  но никакого насильственного требования, чтобы они обращались в

Православие закон не предусматривал,  но,  как говорится,  сама  среда способствовала  тому  (а  может  быть,  действия командиров),  что эти мальчики, будучи оторванными от семьи и совершенно в незрелом возрасте обращались в христианство.

Как показывают факты,  далеко не только такие люди  в  это  время обращаются  в Православие.  Специальные возникают миссионеры,  которые трудятся и среди евреев,  в частности этим занимается  и  отец  нашего крупного  материалиста Чернышевского.  Происходят совершенно искренние обращение.  В частности,  один из таких мальчиков, призванных в армию, будущий  священник,  в  первые  годы  относился  к  Православию крайне враждебно и,  как он потом сам описывал,  все время  стремился  чем-то повредить:  в праздники отвлечь солдат от Богослужения и внести другие расстройства в православную жизнь. Но потом, когда он заглянул в храм, его  привлекла  красота Богослужения,  а потом он искренне обратился к

Православию и стал способствовать после этого  просвещению,  в  первую очередь своих единоплеменников.  Это не единственный случай обращения, причем не только среди тех, кто был призван в армию.

Хотя обострение  еврейского  вопроса  произошло  после революции, нужно рассказать немного и об этом.  В целом в тот  конфликт,  который развернулся  в  конце 19 - начале 20 века,  в действительности русское духовенство и русские люди особенно сильно  вовлечены  не  были.  Даже такие  публицисты,  как  Катков,  когда начались погромы в 50-х годах, выражали недоумение: откуда это взялось? Победоносцев писал Александру

III,  что это крайне вредно и государство исходя из соображений выгоды должно это пресечь.

Нужно знать, что сам К.П., будучи крайне консервативным деятелем,

- 7 направления другого,  откуда как раз такие действия  исходили,  он  не одобрял  -  оно шло скорее под влиянием министра внутренних дел Плеве, тоже крайнего реакционера,  о котором К.П.  всегда был крайне  низкого мнения.  Значительную  роль в погромах и до революции 1905 г.  и после принадлежала   различного   рода   полулегальным    активистам.    Это направление,  которое  в  будущем  может  сравниваться  с направлением фашизма Муссолини,  было совершенно чуждо для Победоносцева, юриста по образованию.  С  этим он всегда боролся.  В частности,  после убийства

Александра II некоторые консерваторы выражали  мнение,  что  для  того чтобы  бороться  с революционерами,  нужно отчасти принять их тактику, т.е.  нужна  организация,  которая   занялась   бы   террором   против террористов.  Такая  организация  возникла под именем "святой дружины"