История Русской Православной Церкви от эпохи Петра до 20-х годов ХХ века, страница 199

Может быть,   тогда   заместитель   патриаршего  местоблюстителя, будущий митрополит  Сергий,  уж  очень  сближал  позицию  архиепископа

Алексия  со  своей  собственной,  потому  что  в  конце июня появилась заметка в газете за подписью трех архиереев (первым стоял Владимирский митрополит   Сергий   Страгородский,   вторым  -  архиепископ  Евдоким

Мещерский,  епископ Серафим Мещеряков) о  том,  что  они  считают  ВЦУ

полностью законным и каноничным, и призывают всех подчиниться ему ради блага церковного.  Такого рода иллюзии разделяли многие в то  время  были  надежды  на  то,  что  ВЦУ действительно,  несмотря на очевидные отклонения,  стремится  установить  хорошие  отношения  с  властями  и удастся  как-то спасти Церковь.  Это был не первый шаг (потом пришлось за это митрополиту Сергию  приносить  покаяние),  когда  он  в  острых политических ситуациях допускал некоторые ошибки,  хотя это и был один из наиболее грамотных и выдающихся богословов РПЦ.

Через несколько   дней  появилось  послание  владыки  Агафангела, которое  подрывало  обновленческие  планы.  Он  длительное  время  вел переговоры с обновленцами,  те еще не решались добиваться того,  чтобы он был куда-нибудь сослан,  и  надеялись,  что  удастся  его  сломать.

Поняв,  что отстранить их от власти и самому начать управлять Церковью не удастся,  он разослал послание  о  том,  что  все  архиереи  должны управлять  Церковью  в  соответствии  со своей архипастырской совестью

(там говорилось о незаконности ВЦУ),  а к нему лично обращаться только в случае крайней нужды.

После этого он был немедленно сослан,  и  по  стране  прокатилась волна  процессов  над  духовенством  и  епископами,  где предъявлялись разные обвинения,  по большей части по  поводу  эксцессов  в  связи  с изъятием  церковных  ценностей.  Они всюду были несостоятельны,  как и процесс митрополита Петроградского  Вениамина.  Один  из  обвинителей,

Красницкий,  будущий  глава  живоцерковников,  приписывал  митрополиту

Вениамину те действия,  в которых  был  повинен  архиепископ  Вениамин

Муратовский,  который  возглавлял  церковное  управление  колчаковской

Сибири.  Здесь было сходство имен,  а еще то,  что этот самый Вениамин

Муратовский был тоже в качестве декоративного главы в конце 20-х годов привлечен самими обновленцами к управлению. И это не выглядит таким уж парадоксальным,  потому  что  сам  Красницкий,  как  напомнил  всем на процессе адвокат владыки Вениамина Гурович,  был до  революции  крайне правым  деятелем  и даже во время процесса Бейлиса очень много писал о том,  как евреи совершают ритуальные  убийства.  Но  здесь  обвинитель запретил касаться этой стороны деятельности Красницкого.  Скорее всего он был при первом же контакте с ГПУ перепуган и  полностью  перешел  к ним  на  службу.  Обнаружилась  и  озлобленность многих представителей белого  духовенства,  которая  раньше  скрывалась,   в   отношении   к монашествующим.

Такого рода  слабость  проявлялась  у  многих.  Один  из  будущих крупных  деятелей обновленчества Николай Платонов (в обновленчестве он был митрополитом,  хотя был  простым  священником)  тоже  сначала  был довольно  видным деятелем в Петрограде и когда приезжал туда с визитом в 1918 г., ему среди немногих поручено было произносить приветственные речи.  И  в  первые  дни  обновленческого  раскола  он много вступал с обличением  обновленчества,   однако   оказавшись   арестованным,   он совершенно  растерялся,  испугался,  как  он  сам  говорил,  и вышел с

Гороховой улицы уже обновленцем.

Было два  подхода.  С  одной  стороны,  многие  люди,  безусловно порядочные,  приговоренные вместе с митрополитом Вениамином,  но потом помилованные,  священник  Николай Чуков,  будущий митрополит Григорий,


- 14 еще находясь в заключении,  высказывал такие мысли,  что ради спасения

Церкви надо пойти на жертвы,  надо заключать компромиссы. Другая мысль очень ярко была  выражена  митрополитом  Вениамином  (ее  потом  часто повторяли):  Церковь  совсем  не нуждается в том,  чтобы ее спасали ее собственные чада - ее спасает Христос,  а  не  Вениамин,  Николай  или кто-то  другой,  и  надо  быть верным ей до конца и ни о чем другом не заботиться. 31.03.97.