Николаевич Львов. Прежде всего по обвинению в связях с Распутиным он добивается удаления двух ведущих синодальных митрополитов. С помощью шантажа и угроз (вплоть до тюремного заключения) им предлагается добровольно подать прошение в Синод об увольнении на покой. Митрополит
Питирим действительно имел связи с Распутиным, хотя и сильно преувеличенные тогдашней пропагандой, но митрополит Макарий никак не был связан с Распутиным и активно выступал в Синоде против тех предложений, которые проходили в Синод по инициативе людей, связанных с Распутиным, так что никаких обвинений ему предъявить было нельзя.
Что касается митрополита Питирима, то по церковным канонам нужно было бы устроить разбирательство, насколько виновен тот или иной владыка и чего он за свою вину заслуживает. Но какая-то доля вины за ним и за епископом Тобольским Варнавой, который тоже был удален, была. Но только под влиянием резких угроз (и не только по отношению к нему, но
- 4 и к его близкому окружению) добились такого же заявления и от митрополита Московского Макария.
В первые же дни в Петербурге был создан Союз демократического духовенства и мирян, как бы продолжавший либеральную (в будущем перешедшую в обновленческую) линию. Еще в 1905 г. к ней принадлежали большинство т.н. "группы 32-х священников" во главе с протоиереем
Поповым. Туда же входит и Введенский. Эта группа прямо ставит задачу захвата власти в Церкви и преобразования Церкви в крайне обновленческом духе.
Мы уже говорили о том, что существовало как бы течения духовенства и интеллигенции, которые как бы шли во встречном направлении, но тогда казалось, что они близки друг к другу. Все больше и больше представителей интеллигенции, оставив антиклерикальные предрассудки, сближались с Церковью и усваивали все более строгое церковное мировоззрение. Но порвать со старым им было трудно, тем более что и в Церкви было много темных сторон, которые они преувеличивали; с другой стороны, существовало стремление широкого круга духовенства сблизиться с интеллигенцией, во всем с ней слиться
(для них имело значение даже то, что они выделяются по внешнему виду, по одежде - это тоже почему-то составляло предмет особых забот). В
период обновленчества произошел комический эпизод, когда какие-то два батюшки отправили Ленину телеграмму или письмо с просьбой избавить их от унизительного вида, чем вызвали его ригористическое замечание: "Эти люди, по всей видимости, принимают меня за парикмахера".
В среде русской интеллигенции это была тенденция ухода из Церкви, некритического восприятия всего антицерковного, что имелось и иногда только прикрывалось видом церковности. Чтобы лучше это понять, сравним две работы, основанные на статистике, которые были проделаны, с одной стороны, о. Павлом Флоренским, а с другой - будущим обновленцем
Александром Введенским. О.Павел провел большой опрос среди интеллигентов, пришедших к вере, на тему о том, какие соображения их привели в Церковь. На основании этого он сделал выводы о том, как лучше привлекать людей в Церковь.
Подобный же опрос (на первый взгляд) проводит через некоторое время и Введенский, который ощущал себя как продолжатель о. Павла
Флоренского. Он провел опрос среди интеллигенции о причине того, почему они в Церковь не идут. Он получил ответы, но если в случае обращения человек даст искренний и интересный ответ на вопрос о том, как оно произошло, то в противоположном случае люди, для которых
Церковь совершенно чужда, вполне естественно, будут давать такие ответы, в которых они в своем неверии будут обвинять Церковь и ее темные стороны, но ни в коем случае не самих себя. На основании этого
Введенский тоже сделал свои выводы, которые казались ему объективными.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.