История Русской Православной Церкви от эпохи Петра до 20-х годов ХХ века, страница 135

Как реагировала  Церковь?  Поведение   близких   к   царю   людей напоминало итальянскую забастовку, когда рабочие не бросают  работать,  а  начинают  работать строго по правилам,  и тогда все производство разваливается. Точно так же было и там:  все действовали так,  чтобы их не обвинили в нарушении долга, но активного желания противодействовать тому, что происходило в стране,  почти ни у кого не было.  Такой же пассивностью  отличался  и

Синод.  Но  адресовать  этот  упрек всем синодальным архиереям было бы неправильно.  Синод, как известно, не имеет права сам выносить вопросы на  заседания.  Правда,  "без  пяти двенадцать" Товарищ Обер-прокурора князь Жевахов предлагал в Синоде,  чтобы  было  выпущено  воззвание  о необходимости   сохранения   самодержавия.   Инициатива   не  получила поддержки.  Можно понять, что в тот момент, когда шли переговоры между членами  правительства  и  самим  Николаем  и  многие из правительства предлагали пойти на ограничение монархии,  подобный акт  не  мог  быть утвержден  царем  (его  не  было  в  Петрограде) и не мог быть выпущен


- 2 Синодом (он не имел бы законной силы). Поэтому осторожность здесь была оправдана.

Может вызвать  удивление  позиция   Петербургского   митрополита, потому  что  если  подобного рода документ оповестил бы страну (хотя и вопреки цензуре),  что беспорядки приняли такой характер и  что  стоит вопрос  о сохранении государственного строя,  то митрополит вполне мог бы попытаться организовать крестные ходы  или  обратиться  с  каким-то посланием к своей епархии.  Но ничего подобного со стороны митрополита

Питирима не  последовало,  так  что  многие  архиереи  в  этот  момент остаются в стороне (тем более что часть их так или иначе ориентирована на Распутина).

Через неделю  после отречения,  которое произошло 2 марта,  Синод публикует свое послание,  но оно выдержано в том же самом духе,  как и обращение самого Николая:  просьба поддержать Временное правительство.

Правда,  обращение это было подписано далеко не всеми архиереями.  Вот отрывки из этого обращения:

"Свершилась воля   Божия:   Россия   вступила   на   путь   новой государственной  жизни.  Да  благословит  Господь  нашу великую родину счастьем и славою на ее новом  пути.  Ради  миллионов  лучших  жизней, сложенных   на   поле   брани,  ради  бесчисленных  денежных  средств, затраченных родиной на защиту от врага, ради многих жертв, принесенных для  завоевания  гражданской свободы,  ради спасения наших собственных семей,  ради счастья родины оставьте в это великое историческое  время всякие  распри  и  несогласия,  объединитесь в братской любви на благо

России, доверьтесь Временному правительству".

Основная мысль  здесь  -  повторение  царского манифеста,  причем неделю спустя  после  отречения.  Надо  сказать,  что  объединения  не произошло, даже внутри Церкви. Пришедшие к власти либералы оказались в сложных условиях,  и  только  недалекие  люди  не  чувствовали,  какие трудности   грозят  новому  так  называемому  демократическому  строю.

Фактически они власть полностью не захватили - они  делили  ее  с  так называемым  Петроградским Советом,  а там уже господствовали совсем не либералы,  а люди, находящиеся под влиянием немецкой агентуры, которая вела  дело  вовсе  не к войне до победного конца,  а к развалу армии и расшатыванию основ порядка в стране.  Но в то же  время  очень  многие круги  охватывает  некая эйфория,  вера в светлое будущее,  в свободу, которая все обеспечит.

Даже в духовенстве чувствуется в эти первые недели раскол.  Очень многие  направляют  приветственные  адреса  Временному   правительству

(Синод посылает такое послание), причем там содержатся как неумеренные восхваления демократии и революции,  так и резкие, порой незаслуженные оскорбительные выпады в адрес правительства и даже враждебность к нему в сочетании с радостью по поводу падения самодержавия.

Здесь очевиден недостаток юридического сознания. Нужно было ждать учредительного  собрания,  чтобы  решить,   чего   же   хочет   народ: