История Русской Православной Церкви от эпохи Петра до 20-х годов ХХ века, страница 96

Михаил Грибановский.  Еще до того,  как стать епископами, они выражали надежду  на восстановление патриаршества в РПЦ.  Но епископ Михаил был болен  туберкулезом  и  умер  сравнительно  молодым.  При  его  смерти присутствовал  епископ Антоний,  и епископ Михаил просил его ни в коем случае не забывать об их заветной цели и в память  об  этом  надел  на друга   свою   панагию,  чтобы  тот  всегда  помнил  о  восстановлении патриаршества.

Словом, люди, чаявшие восстановления патриаршества, всегда были в

РПЦ,  но решение о созыве собора было принято довольно-таки неожиданно и  внезапно.  Начались  бурные  события  войны  с Японией и нарастание революционного  кризиса  в   стране.   Под   давлением   целого   ряда обстоятельств в комитете министров,  председателем которого был Сергей

Юрьевич Витте,  началось обсуждение  вопроса  о  том,  что  необходимо расширить  пределы веротерпимости,  предоставить больше прав различным религиозным конфессиям.

В то время комитет министров был чисто совещательным органом,  не обладавшим реальной властью, но такого рода обсуждались там. Витте был очень опытным государственным деятелем,  но судя по его воспоминаниям, хотя он и говорит о  своей  любви  к  Православию  и  Церкви,  где  он негативно  отзывается  и  о  канонизации  прп.  Серафима  (а  это было единственное, в чем он сходился в Победоносцевым в церковном вопросе), и об Иоанне Кронштадтском,  можно сказать,  что его личная религиозная жизнь была во многом внешней,  но, как любой государственный сановник, он   был  вынужден  всегда  свои  действия  так  или  иначе  объяснять стремлением к пользе Православия, хотя и понимаемой им по-своему.

В защиту веротерпимости высказывались многие и оказывали давление на  русское  правительство.  Была  очень  влиятельной  партия  немцев, дворян-протестантов,  в  основном  из Прибалтики,  у которой в связи с политикой  русификации,  связанной  с   отвращением   от   Православия коренного  населения Прибалтики (латышей,  эстонцев и других),  всегда были трения,  и были справедливы некоторые их претензии в связи с тем, что здесь не все определяется чисто религиозными интересами,  а иногда замешана вполне земная националистическая политика.  Тем не менее  эта наиболее  влиятельная  партия  добивалась  большей  веротерпимости для протестантов.

Конечно, помимо   немцев   давление   на   русское  правительство осуществляли католики,  потому что так или иначе  папская  дипломатия, ватиканский  престол  были силой,  с которой нельзя было не считаться.

Кроме того,  были и среди русских было много патриотически настроенных людей,  не  слишком  церковных,  которые ставили старообрядцев на одну доску с православными,  потому  что  старообрядцы  в  смысле  любви  к исконно  русской традиции не могли уступать православным,  а для таких людей это было определяющим (подобно тому,  как сейчас  для  некоторых существует   предпочтительность   к   древнему   язычеству   -   людей нерелигиозных,   для   которых    все    определяется    национальными соображениями).   Сочувствие   к  старообрядчеству  тоже  определялось национальными соображениями,  хотя не обязательно  здесь  был  замешан национализм.  Были люди, искренне понимающие, что в связи с изменением

- 3 обстановки в окружающем мире веротерпимость нужно расширить. Во всяком случае   это  была  очень  влиятельная  партия,  с  которой  считалось правительство.

Витте стремился контактировать с либеральным лагерем. Я не назвал еще одну влиятельную группу  -  евреи,  иудаисты,  которые  добивались больших   прав.   Витте  стремился  войти  в  историю  как  популярный либеральный деятель, введший в России веротерпимость и равноправие. Но он, конечно, должен был действовать с согласия государя и убеждать его во всем, и был в этом отношении очень искусен и осторожен. Он понимал, что все эти проекты встретят противодействие со стороны Победоносцева, но пригласить его к участию в заседаниях не мог,  но в отличие от тех, кто  не  разбирался  в  церковной  обстановке,  Витте  сообразил,  что консервативные  взгляды  Победоносцева  и  его   нежелание   расширять существующие  основы  веротерпимости  в  государстве разделяется очень многими  влиятельными  людьми.  Поэтому  Витте,  демонстрируя   особый интерес к тому,  как Церковь отнесется к планируемой им реформе, и то, что он ни в коем случае не хочет нанести РПЦ вред  своими  действиями, помимо  Победоносцева  пригласил  на  заседания  своего комитета также митрополита  Санкт-Петербургского  Антония  и  товарищ   Победоносцева