История Русской Православной Церкви от эпохи Петра до 20-х годов ХХ века, страница 183

Хотя  формально  их перестали охранять,  но они опасались отправляться через область,  занятую разными бандами, и решили подождать вступления польских  войск.  Но когда поляки заняли Галицию,  они снова оказались арестованными,  причем  подвергались  унизительному  обращению   -   в частности,  польские  солдаты  не  нашли  более  подходящего места для размещения православных епископов,  чем публичный дом.  Их  просьбы  о помощи,  в частности к униатскому епископу Григорию .........., ничего не дали, и только после того, как русский адвокат Серебрянский занялся этим   делом,   удалось  добиться  некоторого  облегчения.  После  его настойчивого  ходатайства  и  обращений  к  ряду  польских   церковных деятелей,  их  после  нескольких  дней  пребывания  в  публичном  доме перевели  вновь  в  униатский  монастырь.  Изображать   из   себя   их покровителя   стал  Шептицкий,  который  хотел  подчеркнуть  некоторый контраст между тем,  как плохо обращались с ним,  когда его выслали  в

Россию,  и  тем,  как  он  благороден.  Но единственное,  в чем он мог показать свой либерализм,  это в том,  что некоторые архиереи в России не желали его присутствия за Литургией, по крайней мере в православном алтаре,  и какой-то  архиерей  требовал  от  него  покидать  храм  при возгласе  "Изыдите,  оглашенные!",  а он либерально приглашает владыку

Антония и владыку Евлогия  присутствовать  при  униатской  Литургии  и является хлебосольным хозяином.  Конечно,  никто не додумался до того, чтобы  помещать  его  в   публичный   дом   или   совершать   подобные издевательства.  Но  он  пытался изображать из себя покровителя и осле того,  как польские власти,  объявив,  что он  якобы  является  врагом поляков и сторонником украинских националистов перевели ..............

............католического епископа, она даже предложил им обратиться с петицией  через  французского  представителя  к  заседающим во Франции главам правительств, чтобы их освободили. В этой петиции было указано, что  они,  будучи  арестованными  украинскими войсками,  "вверили себя милосердию" польского правительства (так он написал).

Вообще во  время  бесед  с  Шептицким,  о которых пишут Антоний и

Евлогий в своих воспоминаниях, они оценили его богословский уровень не выше  среднего  семинариста,  зато  в  вопросах  политики  и интриг он разбирался превосходно.  Безусловно,  такого рода петиция  помогла  их держать,  так  что  смогли  они  вернуться только после Успения,  хотя попали в руки поляков перед Троицей.  Безусловно,  как  выяснилось  по документам,   вдохновителем   этой   политики  с  арестом  и  высылкой православного  духовенства  был  Шептицкий:  найдена  его  записка   к австрийскому   правительству   о   том,  как  можно  обращать  в  унию

Православную  Церковь,  где  предлагалось  выслать   всех   непокорных епископов  на  территорию России,  навязать Церкви покорный епископат,


- 8 сделать одного из членов Габсбургской фамилии  гетманом  Украины  -  в общем,   насильственно   проводить  политику  введения  унии  на  всей территории Украины.  Эти действия Петлюры повторяют первые этапы этого документа,  и  во  всем  все  эти  действия  массового масштаба были с

Шептицким согласованы.

С исторической   точки   зрения   нельзя  не  отметить  курьезное обстоятельство.  Когда  в  1946  г.  советская  власть   насильственно ликвидировала  унию  в  уже  присоединенной  Галиции,  во  многом  она действовала именно в том духе,  как  Шептицкий  предлагал  действовать австро-германским властям для введения унии на Украине.  Познакомились сталинские чиновники с этой запиской или сообразили  все  это  сами  сказать трудно.