Хотя формально их перестали охранять, но они опасались отправляться через область, занятую разными бандами, и решили подождать вступления польских войск. Но когда поляки заняли Галицию, они снова оказались арестованными, причем подвергались унизительному обращению - в частности, польские солдаты не нашли более подходящего места для размещения православных епископов, чем публичный дом. Их просьбы о помощи, в частности к униатскому епископу Григорию .........., ничего не дали, и только после того, как русский адвокат Серебрянский занялся этим делом, удалось добиться некоторого облегчения. После его настойчивого ходатайства и обращений к ряду польских церковных деятелей, их после нескольких дней пребывания в публичном доме перевели вновь в униатский монастырь. Изображать из себя их покровителя стал Шептицкий, который хотел подчеркнуть некоторый контраст между тем, как плохо обращались с ним, когда его выслали в
Россию, и тем, как он благороден. Но единственное, в чем он мог показать свой либерализм, это в том, что некоторые архиереи в России не желали его присутствия за Литургией, по крайней мере в православном алтаре, и какой-то архиерей требовал от него покидать храм при возгласе "Изыдите, оглашенные!", а он либерально приглашает владыку
Антония и владыку Евлогия присутствовать при униатской Литургии и является хлебосольным хозяином. Конечно, никто не додумался до того, чтобы помещать его в публичный дом или совершать подобные издевательства. Но он пытался изображать из себя покровителя и осле того, как польские власти, объявив, что он якобы является врагом поляков и сторонником украинских националистов перевели ..............
............католического епископа, она даже предложил им обратиться с петицией через французского представителя к заседающим во Франции главам правительств, чтобы их освободили. В этой петиции было указано, что они, будучи арестованными украинскими войсками, "вверили себя милосердию" польского правительства (так он написал).
Вообще во время бесед с Шептицким, о которых пишут Антоний и
Евлогий в своих воспоминаниях, они оценили его богословский уровень не выше среднего семинариста, зато в вопросах политики и интриг он разбирался превосходно. Безусловно, такого рода петиция помогла их держать, так что смогли они вернуться только после Успения, хотя попали в руки поляков перед Троицей. Безусловно, как выяснилось по документам, вдохновителем этой политики с арестом и высылкой православного духовенства был Шептицкий: найдена его записка к австрийскому правительству о том, как можно обращать в унию
Православную Церковь, где предлагалось выслать всех непокорных епископов на территорию России, навязать Церкви покорный епископат,
- 8 сделать одного из членов Габсбургской фамилии гетманом Украины - в общем, насильственно проводить политику введения унии на всей территории Украины. Эти действия Петлюры повторяют первые этапы этого документа, и во всем все эти действия массового масштаба были с
Шептицким согласованы.
С исторической точки зрения нельзя не отметить курьезное обстоятельство. Когда в 1946 г. советская власть насильственно ликвидировала унию в уже присоединенной Галиции, во многом она действовала именно в том духе, как Шептицкий предлагал действовать австро-германским властям для введения унии на Украине. Познакомились сталинские чиновники с этой запиской или сообразили все это сами сказать трудно.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.