История Русской Православной Церкви от эпохи Петра до 20-х годов ХХ века, страница 77

Православия или  христианства  с  образованием  -  это  вообще чепуха. То  есть,  с  одной  стороны,  это  были  нападки   на христианство, а  с  другой  полное отрицание науки,  медицины, военного искусства  -  то  есть  какой-то  дикий   и   нелепый произвол, что  действительно  говорит  о гордости,  потому что человек этот дерзал  высказываться  наперекор  всему  в  своих критериях. С  другой  стороны,  в  его  высказываниях  не было никакой логики и действия его поражают своей нелепостью.

Вот он пытается упрекнуть христиан, Церковь в утаивании и неверных переводах  Евангелия  и  говорит  о  том,   что   его трактовка Евангелия  будет  более согласовано с текстом,  если сделать правильный  перевод.  Такие  высказывания  тоже  часто бывали, но  зачем учиться греческому - для того,  чтобы что-то исправить, а после этого выбросить больше половины Евангелия то, что  на  всех  языках  написано  (учение о Воскресении,  о чудесах). Это странное дело,  подобное  залатыванию  маленькой дырочки на изодранном в клочья одеяле. Такие действия не могут не вызывать удивления.

Или его   эмоциональные   обвинения   против   церковного катехизиса: сказано   "не   убий",   а   Церковь   говорит   о допустимости войны  и  смертной  казни?  Между  тем  для  всех очевидно, что "не убий" - это заповедь не Христова, а Моисеева и тот   же   самый   Моисей  установил  и  смертную  казнь  за определенные преступления,  и войны при нем  велись.  Вопиющая несообразность учения Толстого здесь на поверхности.  И помимо того, что он возгордился настолько, что ему уже мало было быть талантливым литератором   и   писателем,  а  захотелось  стать основателем новой религии.  Известны строки,  ему посвященные:

"он генерал  в  литературе,  а  в  философии бурбон".  Одна из причин того,  почему было принято его  учение,  заключается  в том, что люди,  настроенные враждебно к Церкви,  увидели в его проповеди возможность новых на нее нападок.

В чем  же  все-таки  секрет  популярности  его нелепого учения, не содержавшего,  собственно,  ничего нового и бывшего мешаниной из  вольтерьянства и тех нападок нигилистов,  Руссо?

Безусловно, главное  здесь   -   исключительная   литературная одаренность Толстого.    В   каком-то   смысле   это   причина попоулярности и учений Руссо и многих  других.  Вопреки  тому, чем он  желал  бы быть,  Толстой - это человек,  совершенно не умеющий мыслить логически.  Не зря он  ушел  с  первого  курса университета и   никогда   дальше   не   учился,   а  все  его высказывания об образовании  вопиюще  нелепы.  Но  он  человек искренний, убежденный и талантливый и потому очень впечатляюще объяснял, насколько  тяжело  чувствуют   себя   те,   кто   не придерживается новых  взглядов  и  стоит  на позиции старого и равнодушного к религиии народа и  какое  облегчение,  озарение сразу находит на тех, кто принимает все эти очевидные и ясные, если кто-то искренне стремится к духовной жизни,  взгляды. Эти страницы в  его  художественных  произведениях  и публицистике написаны очень талантливо и  убедительно,  так  что  читатель, который был   не   способен   к  критической  мысли,  все  это воспринимал. Поэтому    образовалась    определенная    группа последователей Толстого  среди интеллигенции и высшего света недостатка в людях,  которые гоняются за модой, но не способны задуматься о  том,  что,  собственно,  они проповедуют,  среди нашего образованного общества никогда, увы, не было.

Была и  другая  причина популярности Толстого:  она очень льстила интеллигенции и наиболее всего литераторам.  Вот, мол, какого громадного   значения  можно  достичь  в  литературе  и творчестве - человек стал неприкосновенным даже  для  властей, которые способны   бороться  с  другими  сектантами.  Известна карикатура, на которой карликом  изображен  император  Николай

II, а  превышающим  его несколько раз в размерах - Толстой.  В

уста императора вложены слова: "Показал бы я тебе, когда бы ты не был   таким   великим  и  таким  большим".  Так  что, кроме враждебности к Церкви, причина распространения учения Толстого