Православия или христианства с образованием - это вообще чепуха. То есть, с одной стороны, это были нападки на христианство, а с другой полное отрицание науки, медицины, военного искусства - то есть какой-то дикий и нелепый произвол, что действительно говорит о гордости, потому что человек этот дерзал высказываться наперекор всему в своих критериях. С другой стороны, в его высказываниях не было никакой логики и действия его поражают своей нелепостью.
Вот он пытается упрекнуть христиан, Церковь в утаивании и неверных переводах Евангелия и говорит о том, что его трактовка Евангелия будет более согласовано с текстом, если сделать правильный перевод. Такие высказывания тоже часто бывали, но зачем учиться греческому - для того, чтобы что-то исправить, а после этого выбросить больше половины Евангелия то, что на всех языках написано (учение о Воскресении, о чудесах). Это странное дело, подобное залатыванию маленькой дырочки на изодранном в клочья одеяле. Такие действия не могут не вызывать удивления.
Или его эмоциональные обвинения против церковного катехизиса: сказано "не убий", а Церковь говорит о допустимости войны и смертной казни? Между тем для всех очевидно, что "не убий" - это заповедь не Христова, а Моисеева и тот же самый Моисей установил и смертную казнь за определенные преступления, и войны при нем велись. Вопиющая несообразность учения Толстого здесь на поверхности. И помимо того, что он возгордился настолько, что ему уже мало было быть талантливым литератором и писателем, а захотелось стать основателем новой религии. Известны строки, ему посвященные:
"он генерал в литературе, а в философии бурбон". Одна из причин того, почему было принято его учение, заключается в том, что люди, настроенные враждебно к Церкви, увидели в его проповеди возможность новых на нее нападок.
В чем же все-таки секрет популярности его нелепого учения, не содержавшего, собственно, ничего нового и бывшего мешаниной из вольтерьянства и тех нападок нигилистов, Руссо?
Безусловно, главное здесь - исключительная литературная одаренность Толстого. В каком-то смысле это причина попоулярности и учений Руссо и многих других. Вопреки тому, чем он желал бы быть, Толстой - это человек, совершенно не умеющий мыслить логически. Не зря он ушел с первого курса университета и никогда дальше не учился, а все его высказывания об образовании вопиюще нелепы. Но он человек искренний, убежденный и талантливый и потому очень впечатляюще объяснял, насколько тяжело чувствуют себя те, кто не придерживается новых взглядов и стоит на позиции старого и равнодушного к религиии народа и какое облегчение, озарение сразу находит на тех, кто принимает все эти очевидные и ясные, если кто-то искренне стремится к духовной жизни, взгляды. Эти страницы в его художественных произведениях и публицистике написаны очень талантливо и убедительно, так что читатель, который был не способен к критической мысли, все это воспринимал. Поэтому образовалась определенная группа последователей Толстого среди интеллигенции и высшего света недостатка в людях, которые гоняются за модой, но не способны задуматься о том, что, собственно, они проповедуют, среди нашего образованного общества никогда, увы, не было.
Была и другая причина популярности Толстого: она очень льстила интеллигенции и наиболее всего литераторам. Вот, мол, какого громадного значения можно достичь в литературе и творчестве - человек стал неприкосновенным даже для властей, которые способны бороться с другими сектантами. Известна карикатура, на которой карликом изображен император Николай
II, а превышающим его несколько раз в размерах - Толстой. В
уста императора вложены слова: "Показал бы я тебе, когда бы ты не был таким великим и таким большим". Так что, кроме враждебности к Церкви, причина распространения учения Толстого
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.