Далее он снова говорит о том, что признаков покаяния никаких нет и обращается: "Пускай церковный собор хотя бы теми силами интеллигенции, которая осталась в ее составе, призовет нашу интеллигенцию прийти в храмы с покаянием, познать ничтожество человеческой силы ........................ в судьбах царств и народов, как это благородно сделал Карташев под молитвенным покровом и благословением Церкви, в тесном единении с силами церковными, оздоровленными и возрожденными, как это было встарь, вновь приступив к государственному устроению родины, крепко памятуя, что "аще не Господь созиждет дом, всуе трудишься, зиждущий".
Такого рода выступления, указывающие на отсутствие всякого покаяния и на то, что все происходящее есть наказание за грех, были очень часты и на соборе и вне его. Нужно отметить и следующее. Очень часто (и сейчас) порицается вся жизнь Российской империи, которая тогда , в 1917 г., потерпела крушение. При этом все изображается так, что все, что там творилось, было сплошным безобразием и намного хуже, чем у других стран и народов. Поэтому если не остановиться на этом вопросе, может создаться впечатление, что собор разделял такую точку зрения на РПЦ.
В действительности это не так. Наоборот, считалось, что то, что
Россия получила - православная вера, - была великая милость Божия, что, с другой стороны, накладывало на русский народ особую ответственность, потому что кому много дано, с того много и спросится.
Поэтому главная вина русского общества была не в отступлении от Бога.
Конечно, такое богоотступничество было ничуть не более, чем у других стран, которые до поры до времени избежали бедствий, но связывалось это не с тем, что оно меньше, а с тем, что русскому народу была явлена особая сила Божия (многие святые - такие, как оптинские старцы, святой
Иоанн Кронштадтский, преподобный Серафим), поэтому за все происходящее он и отвечать перед Богом должен будет по-особому.
Так что с одной стороны говорилось, что все это кара, наказание за грехи, а с другой стороны, не случайно устанавливается такое празднование, которое все мы очень любим, - празднование Всех святых, в земле Российской просиявших, чтобы в эпоху страшного падения напомнить, что в России всегда были святые, которые должны оставаться образцом для подражания и в надежде на то, что у русской земли есть
- 9 заступники, которые могут способствовать ее возрождению и исправлению.
Именно такова была церковная точка зрения. Поэтому если говорить обо всех обвинениях в адрес России, то по большей части это были обвинения в том, что подавлялись против Православия иные вероисповедания и свобода народов.
Отчасти эти обвинения были справедливы, но необходимо из уважения к русским святым (если бы здесь было что-то выходящее за всякие рамки, то было бы странно, почему они против этого не восставали) сказать, что ничего особенного по сравнению с другими народами здесь не было.
Как мы увидим на дальнейшей истории частей Российской империи, оказавшихся под управлением других государств, почти всюду - возьмем ли мы Прибалтику, Финляндию или Польшу, - начинается та же самая политика подавления других вероисповеданий, причем это не всегда относится к православным, и подавления других народностей (тоже не только в отношении русских). Здесь могли говорить, что осуществляется якобы какое-то возмездие, но в действительности речь не только об этом, да и говорить сразу об этом для людей, которые до этого, ссылаясь на то, что они защищают демократические принципы, свободу народов, было бы очень странно.
Такая же практика была и в Англии в отношении Ирландии, в
Германии - в отношении польских областей, т.е. ничего сверх этого в
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.