История Русской Православной Церкви от эпохи Петра до 20-х годов ХХ века, страница 172

Далее он снова говорит о том,  что признаков покаяния никаких нет и   обращается:   "Пускай   церковный   собор   хотя  бы  теми  силами интеллигенции,  которая  осталась  в   ее   составе,   призовет   нашу интеллигенцию   прийти   в  храмы  с  покаянием,  познать  ничтожество человеческой силы ........................ в судьбах царств и народов, как   это  благородно  сделал  Карташев  под  молитвенным  покровом  и благословением  Церкви,  в  тесном  единении  с   силами   церковными, оздоровленными и возрожденными, как это было встарь, вновь приступив к государственному устроению родины, крепко памятуя, что "аще не Господь созиждет дом, всуе трудишься, зиждущий".

Такого рода  выступления,  указывающие  на   отсутствие   всякого покаяния  и на то,  что все происходящее есть наказание за грех,  были очень часты и на соборе и вне его.  Нужно отметить и следующее.  Очень часто  (и  сейчас)  порицается  вся жизнь Российской империи,  которая тогда ,  в 1917 г., потерпела крушение. При этом все изображается так, что все,  что там творилось, было сплошным безобразием и намного хуже, чем у других стран и народов.  Поэтому если не  остановиться  на  этом вопросе,  может создаться впечатление,  что собор разделял такую точку зрения на РПЦ.

В действительности это не так.  Наоборот,  считалось, что то, что

Россия получила - православная вера,  - была  великая  милость  Божия, что,   с   другой   стороны,   накладывало  на  русский  народ  особую ответственность, потому что кому много дано, с того много и спросится.

Поэтому  главная вина русского общества была не в отступлении от Бога.

Конечно,  такое богоотступничество было ничуть не более,  чем у других стран,  которые  до поры до времени избежали бедствий,  но связывалось это не с тем, что оно меньше, а с тем, что русскому народу была явлена особая сила Божия (многие святые - такие, как оптинские старцы, святой

Иоанн Кронштадтский, преподобный Серафим), поэтому за все происходящее он и отвечать перед Богом должен будет по-особому.

Так что с одной стороны говорилось,  что все это кара,  наказание за  грехи,  а  с  другой  стороны,  не  случайно устанавливается такое празднование,  которое все мы очень любим, - празднование Всех святых, в  земле  Российской  просиявших,  чтобы  в  эпоху  страшного  падения напомнить,  что в России всегда были святые, которые должны оставаться образцом  для  подражания и в надежде на то,  что у русской земли есть


- 9 заступники, которые могут способствовать ее возрождению и исправлению.

Именно  такова была церковная точка зрения.  Поэтому если говорить обо всех обвинениях в адрес России, то по большей части это были обвинения в  том,  что  подавлялись  против  Православия  иные вероисповедания и свобода народов.

Отчасти эти обвинения были справедливы, но необходимо из уважения к русским святым (если бы здесь было что-то выходящее за всякие рамки, то  было  бы странно,  почему они против этого не восставали) сказать, что ничего особенного по сравнению с другими народами здесь  не  было.

Как  мы  увидим  на  дальнейшей  истории  частей  Российской  империи, оказавшихся под управлением других государств,  почти всюду -  возьмем ли  мы  Прибалтику,  Финляндию  или  Польшу,  - начинается та же самая политика подавления  других  вероисповеданий,  причем  это  не  всегда относится  к  православным,  и  подавления других народностей (тоже не только в отношении русских).  Здесь могли говорить, что осуществляется якобы  какое-то  возмездие,  но  в  действительности речь не только об этом,  да и говорить сразу  об  этом  для  людей,  которые  до  этого, ссылаясь  на  то,  что они защищают демократические принципы,  свободу народов, было бы очень странно.

Такая же  практика  была  и  в  Англии  в  отношении Ирландии,  в

Германии - в отношении польских областей,  т.е.  ничего сверх этого  в