(которая, по замыслу царя, и должна была бы служить проводником его преобразований), становится версальские щеголи, повесы. Русские аристократы считают своим главным долгом знать все сплетни, какие
- 9 только есть при французском дворе. И если сравнить те колоссальные траты, которые употреблялись на то, чтобы заимствовать всю французскую роскошь, с тем, что тратилось на развитие наук и искусств, то здесь не получится и тысячной доли. Безусловно, это связано с тем, что очень уж ничтожным был тот слой общества, который мог бы воспринять духовную реформу и стремился бы ее продолжать. Эти люди оказались чужды народу.
Любопытно, что если мы посмотрим на тех деятелей, которых в 18
веке можно считать продолжателями дела Петра (таких, как Ломоносов или
Суворов), то они окажутся глубоко верующими православными людьми. И
если бы не было такого резкого противоречия между высшими духовными устремлениями и этими преобразованиями, они-то и смогли бы провести эти реформы. Но реформы эти потерпели неудачу, несмотря на волевой напор и темперамент, с которыми Петр их проводил в жизнь. Нигде нельзя было бы найти такого императора, который бы своими руками строил корабли, сам ездил бы за границу и учился всем ремеслам. Тем не менее если сравнить эти реформы с аналогичными преобразованиями в Японии через 150 лет, то там именно благодаря уважению к народному духу и народным обычаям они прошли гораздо быстрее и успешнее, чем при Петре.
Отсюда можно сделать вывод, что всякое пренебрежение благом духовным неизбежно сказывается и на том материале, ради которого это пренебрежение допускается.
Преемники Петра утратили главную мысль, стержень его преобразований, и вся история после этого идет волнообразно. Это чувствуется и в истории церковной. Короткое царствование Екатерины, когда опять предпринимаются попытки подчинить синод сенату. Потом совсем другое направление при Петре II, который попадает под влияние антипетровской партии. Идет речь о том, чтобы снова перенести столицу в Москву; черные дни наступают для Феофана. И если бы царствование
Петра II продолжалось больше четырех лет, вполне возможно, что Феофан попал бы в опалу. Но Петр II умирает, на царский престол восходит Анна
Иоанновна, и временщик Бирон способствует усилению немецкого и протестантского влияния.
В это время разворачивает бурную деятельность Феофан Прокопович.
Предпринимается целый ряд попыток пересмотра русского Богослужения акафистов и канонов святым. Прямо говорится, что там содержится много несуразиц, большие ограничения накладываются на канонизацию. Все это приводит к большому антагонизму между Феофаном и православным духовенством. В этой борьбе уже в царствование Анны Иоанновны Феофан ведет себя крайне недостойно: он начинает выдвигать политические обвинения против своих противников. Так, если при Петре II с помощью епископа Воронежского Георгия удалось вернуть митрополита Крутицкого
Игнатия, который пострадал при Петре I, то в дальнейшем против них и других епископов выдвигаются обвинения в том, что они-де поминают бабку Петра II не с тем именем, как она была пострижена (Елена), а с именем Евдокия, в чем усматривается политический умысел: сделать ее законной преемницей императрицы Анны.
Все это приводит к тому, что святителей лишают сана и отправляют в заточение в монастырь. В результате наветов Феофана пострадал и епископ Воронежский Лев Юрлов, которого обвинили в том, что при избрании на престол Анны он не отслужил достаточно пышного благодарственного молебна.
Такого рода обвинения ведут к тому, что многие иерархи удаляются со своих кафедр. Особенно жестоко пострадал Тверской архиепископ
Феофилакт Лопатинский, давний противник Феофана. Антагонизм между ними никогда не исчезал, и во время царст 4в 0ования Петра II архиепископ
Феофилакт издал сочинение против протестантизма, написанное Стефаном
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.