История Русской Православной Церкви от эпохи Петра до 20-х годов ХХ века, страница 15

(которая,  по  замыслу царя,  и должна была бы служить проводником его преобразований),  становится  версальские  щеголи,   повесы.   Русские аристократы  считают  своим  главным  долгом знать все сплетни,  какие

- 9 только есть при французском дворе.  И если  сравнить  те  колоссальные траты, которые употреблялись на то, чтобы заимствовать всю французскую роскошь, с тем, что тратилось на развитие наук и искусств, то здесь не получится и тысячной доли. Безусловно, это связано с тем, что очень уж ничтожным был тот слой общества,  который мог бы  воспринять  духовную реформу и стремился бы ее продолжать. Эти люди оказались чужды народу.

Любопытно, что если мы посмотрим на тех деятелей,  которых  в  18

веке можно считать продолжателями дела Петра (таких, как Ломоносов или

Суворов),  то они окажутся глубоко верующими православными  людьми.  И

если  бы  не  было такого резкого противоречия между высшими духовными устремлениями и этими преобразованиями,  они-то и смогли  бы  провести эти  реформы.  Но  реформы эти потерпели неудачу,  несмотря на волевой напор и темперамент, с которыми Петр их проводил в жизнь. Нигде нельзя было  бы  найти  такого  императора,  который  бы своими руками строил корабли,  сам ездил бы за границу и учился всем ремеслам. Тем не менее если  сравнить  эти  реформы  с аналогичными преобразованиями в Японии через 150 лет,  то там именно благодаря уважению к  народному  духу  и народным обычаям они прошли гораздо быстрее и успешнее, чем при Петре.

Отсюда можно сделать вывод,  что всякое пренебрежение благом  духовным неизбежно   сказывается   и   на  том  материале,  ради  которого  это пренебрежение допускается.

Преемники Петра    утратили    главную    мысль,   стержень   его преобразований,  и вся история  после  этого  идет  волнообразно.  Это чувствуется  и  в истории церковной.  Короткое царствование Екатерины, когда опять предпринимаются попытки подчинить синод  сенату.  Потом  совсем  другое направление при Петре II,  который попадает под влияние антипетровской партии.  Идет речь о том, чтобы снова перенести столицу в  Москву;  черные  дни наступают для Феофана.  И если бы царствование

Петра II продолжалось больше четырех лет,  вполне возможно, что Феофан попал бы в опалу. Но Петр II умирает, на царский престол восходит Анна

Иоанновна,  и  временщик  Бирон  способствует  усилению  немецкого   и протестантского влияния.

В это время разворачивает бурную деятельность Феофан  Прокопович.

Предпринимается  целый  ряд попыток пересмотра русского Богослужения акафистов и канонов святым.  Прямо говорится, что там содержится много несуразиц,  большие ограничения накладываются на канонизацию.  Все это приводит  к  большому  антагонизму  между  Феофаном   и   православным духовенством.  В  этой борьбе уже в царствование Анны Иоанновны Феофан ведет себя  крайне  недостойно:  он  начинает  выдвигать  политические обвинения против своих противников.  Так,  если при Петре II с помощью епископа Воронежского Георгия удалось вернуть  митрополита  Крутицкого

Игнатия,  который пострадал при Петре I,  то в дальнейшем против них и других епископов выдвигаются обвинения  в  том,  что  они-де  поминают бабку Петра II не с тем именем,  как она была пострижена (Елена),  а с именем Евдокия,  в чем усматривается политический умысел:  сделать  ее законной преемницей императрицы Анны.

Все это приводит к тому,  что святителей лишают сана и отправляют в  заточение  в  монастырь.  В  результате наветов Феофана пострадал и епископ Воронежский Лев  Юрлов,  которого  обвинили  в  том,  что  при избрании   на   престол   Анны   он  не  отслужил  достаточно  пышного благодарственного молебна.

Такого рода обвинения ведут к тому,  что многие иерархи удаляются со своих  кафедр.  Особенно  жестоко  пострадал  Тверской  архиепископ

Феофилакт Лопатинский, давний противник Феофана. Антагонизм между ними никогда не исчезал,  и во  время  царст 4в 0ования  Петра  II  архиепископ

Феофилакт  издал сочинение против протестантизма,  написанное Стефаном