История Русской Православной Церкви от эпохи Петра до 20-х годов ХХ века, страница 85

Победоносцевым  того,  что  не  все  можно  сделать   бюрократическими методами.    Это    непонимание    было   свойственно   многим   людям противоположных взглядов, которые пытались реформировать Россию. Одной лишь  инструкции было недостаточно,  чтобы воплотить все те начинания, которые эти реформаторы  пытались  воплотить.  Все  зависит  от  того, насколько люди, которым приходится практически проводить эти реформы в жизнь, склонны действовать так, как этими циркулярами предписано.

Рассчитывали, что духовенство будет заниматься в этих школах,  но духовенство было отчасти к этому не подготовлено,  а отчасти не желало этим  заниматься,  потому  что  речь  шла не только об обучении Закону

Божию,  но и грамоте,  началам арифметики.  Кадров учительских тоже не было,  а те учителя,  которые в эти школы направляются,  рассматривают это  как  нечто  унизительное  для  себя,  как  некую  ссылку.  Отсюда текучесть  кадров:  такой  учитель  проводил  в  школе в среднем около полутора лет,  а потом пытался убежать.  То есть все  делалось  руками наемников,  которые ничего не берегут и ничем не дорожат. Поэтому если в К.П. и было заложено немало положительных идей, то очень многое было не  сделано  только  потому,  что  не  было тех,  кто захотел эти идеи воплощать в жизнь. Ни одно хорошее начинание, если оно делается людьми равнодушными, если не враждебными к этому начинанию, воплощено быть не может.

Крайняя враждебность   к  этим  школам  со  стороны  атеистически настроенной русской интеллигенции во многом преувеличила те негативные стороны,  которые  там были,  потому что все сразу почувствовали,  что попытка осуществить реакционное влияние на народ,  попытка бороться  с просветителями-народниками,  которые  пытаются  увлечь народ за собой, так  что  это  начинание,  во  всяком  случае  идея,  заключающаяся  в воспитании народа в противоположном духе всегда встречала критику (?).

Если отбросить всякую злобную  риторику,  за  которой  нельзя  увидеть никакого  рационального  зерна,  одно  из  обвинений,  к которым могли прислушаться не только люди атеистически  или  враждебно  настроенные, это  то,  что  эта  школа была ограниченна и не предполагала какого-то развития,  образования даже для самых талантливых  своих  выпускников.

Если  всякая  система  просвещения как-то состыкуется со школами более высокого уровня (в  том  или  ином  количестве,  но  какой-то  процент учеников  туда  должен направиться),  то ЦПШ никак не стыковались ни с гимназиями,  ни с университетами,  ни с семинариями,  ни тем  более  с духовными  академиями.  Предполагалось  даже,  что особое крестьянское

- 3 сословие будет получать образование в соответствии со  своим  реальным положением и ему не будут прививаться чуждые интересы.

Все это интерпретировалось на языке революционеров как стремление держать народ в темноте,  чтобы он не мог правильно осознать того, что его угнетает.  Во всяком случае в учреждении ЦПШ,  несмотря на то, что было  немало  недостатков,  потому  что  здесь  Победоносцев  проявлял инициативу и тех,  кто был вместе с ним,  он поддерживал.  Один  очень своеобразный человек, который был согласен с К.П. не потому, что хотел ему угодить,  потому что эти идеи ему были близки - известный  педагог

Рачинский,  который еще до Победоносцева устроил такую школу, но кроме него таких преданных делу энтузиастов было сравнительно  немного.  Тем не  менее  забота  об  образовании и то,  что он,  несмотря на крайнее противодействие,   все-таки    выхлопотал    для    этого    средства, способствовало  тому,  что грамотность поднялась.  Не знаю,  насколько справедливо высказывание его апологетов о том,  что  только  благодаря выпускникам,  особенно  выпускницам  ЦПШ  Русская Православная Церковь смогла  выстоять  во  время  гонений  в  20-30-е  годы,  но  борьба  с атеистическим влиянием так или иначе в этих школах велась.

Это воздействие на народ оказывалось  благодаря  его  влиянию  на царя  и  тому  перевороту,  который  совершился в жизни царской семьи.