Благодаря творчеству Соловьева произошел очень большой поворот в жизни всей русской интеллигенции и общества:
возбуждение интереса к вере, к религии, хотя у многих это поначалу и было связано с ошибками. Однако потом сам этот интерес к Церкви мог уже другими людьми быть так переориентирован, что наблюдалось массовое возвращение к
Церкви. Это исторический факт, которого нельзя отрицать.
Конечно, не только литературное, но и философское, богословское творчество В.С. способствовало этому повороту.
самым главным оставалось то, что несмотря ни на какие трудности, подлинная святость сохранялась в Православии.
Наиболее яркие и несомненные ее проявления виды, пожалуй, у двух подвижников - у святого преподобного Амвросия Оптинского и святого праведного Иоанна Кронштадтского. Жили они приблизительно в одно время (св. Амвросий старше: 1812-1891;
о.Иоанн родился в 1829, а умер в 1908). Известно, что старец
Амвросий родился в Тамбовской губернии и учился в епархиальном училище. У него рано проявились глубокие духовные интересы, и когда он обратился к старцу за советом, тот его направил в
Оптину пустынь. В 1842 г. Амвросий был пострижен в иноческий чин и очень скоро после этого возведен в сан иеромонаха.
Он был учеником и послушником другого замечательного старца - архимандрита Макария. Сейчас все оптинские старцы причислены к лику преподобных (произошла местная канонизация), так что сейчас можно можно назвать архимандрита Макария святым
Макарием. Будучи его келейником, Амвросий мог учиться у него, воспринимать его старческий опыт, хотя старец Макария особенно заботился о том, чтобы никакая гордыня, несмотря на замечательные духовные дарования, не коснулась его воспитанника. Был случай, который известен из жития святого
Игнатия Брянчанинова. Он был очень срог к монашеству, находил очень мало людей, которые живут подлинно монашеской жизнью и умеют по-настоящему совершать Иисусову молитву. Встретившись в
Оптиной пустыни с молодым иеромонахом Амвросием и побеседовав с ним (а его всегда интересовало именно это монашеское делание), он сказал: "Как приятно встретить молодого человека, который имеет такие хорошие представления об Иисусовой молитве". Амвросий рассказал своему наставнику, как он рад, что владыка его похвалил. Наставник же стал его учить палкой и говорить: "Разве ты не знаешь, что владыка аристократ, а аристократы привыкли говорить всякие комплименты. А ты всерьез это принял!"
Очень немногие люди могли удостоиться похвалы владыки
Игнатия, потому что он тоже понимал, что похвала может повредить человеку. С другой стороны, видно, как строго воспитывался старец Амвросий. В 1847 г. он тяжело заболел и всю жизнь провел полуинвалидом, тем не менее до конца дней после смерти старца Макария он нес старческое послушание, и для всех была очевидной и его особая духовная мудрость, и благодатная сила его молитв, и прозорливость. Известна и его способность беседовать с людьми самого разного образования, устройства и направления. Такие беседы порой совершали переворот в жизни человека, и многие обращались к вере. Одним из послушников старца Амвросия стал Константин Леонтьев, хотя к вере он пришел не совсем под воздействием старца. Он тяжело заболел, будучи дипломатом и человеком неверующим. Все считали, что он должен умереть, но Леонтьев на основании детских воспоминаний в молитве Божией Матери дал обет, что если поправится, то пойдет в монахи. И поправился. Но будучи совершенно не подготовленным к монашеской жизни, он отправился в Оптину, где его принял старец Амвросий, который понимал, что после светской жизни человек не может сразу понести монашеского послушания. Леонтьев стал послушником старца
Амвросия, всю жизнь прожил возле него, духовно совершенствовался и только после смерти старца принял монашество.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.