История Русской Православной Церкви от эпохи Петра до 20-х годов ХХ века, страница 69

Благодаря творчеству Соловьева  произошел  очень  большой поворот в   жизни   всей  русской  интеллигенции  и  общества:

возбуждение интереса к вере,  к религии,  хотя  у  многих  это поначалу и  было  связано  с  ошибками.  Однако потом сам этот интерес к   Церкви   мог   уже   другими   людьми   быть   так переориентирован,   что  наблюдалось  массовое  возвращение  к

Церкви. Это исторический факт, которого нельзя отрицать.

Конечно, не   только   литературное,  но  и  философское, богословское творчество В.С.  способствовало  этому  повороту.

самым главным   оставалось   то,  что  несмотря  ни  на  какие трудности, подлинная  святость  сохранялась   в   Православии.

Наиболее яркие  и несомненные ее проявления виды,  пожалуй,  у двух подвижников - у святого преподобного Амвросия  Оптинского и святого   праведного   Иоанна   Кронштадтского.   Жили   они приблизительно в одно время (св.  Амвросий старше:  1812-1891;

о.Иоанн родился в 1829,  а умер в 1908).  Известно, что старец

Амвросий родился в Тамбовской губернии и учился в епархиальном училище. У него рано проявились глубокие духовные интересы,  и когда он обратился к старцу за советом,  тот  его  направил  в

Оптину пустынь.  В 1842 г.  Амвросий был пострижен в иноческий чин и очень скоро после этого возведен в сан иеромонаха.

Он был  учеником  и  послушником  другого  замечательного старца - архимандрита Макария.  Сейчас  все  оптинские  старцы причислены к лику преподобных (произошла местная канонизация), так что сейчас можно можно назвать архимандрита Макария святым

Макарием. Будучи его келейником,  Амвросий мог учиться у него, воспринимать его старческий опыт, хотя старец Макария особенно заботился о   том,   чтобы   никакая   гордыня,   несмотря  на замечательные духовные    дарования,    не    коснулась    его воспитанника. Был  случай,  который  известен из жития святого

Игнатия Брянчанинова.  Он был очень срог к монашеству, находил очень мало  людей,  которые живут подлинно монашеской жизнью и умеют по-настоящему совершать Иисусову молитву. Встретившись в

Оптиной пустыни  с молодым иеромонахом Амвросием и побеседовав с ним  (а  его  всегда  интересовало  именно  это   монашеское делание), он сказал: "Как приятно встретить молодого человека, который имеет  такие  хорошие   представления   об   Иисусовой молитве". Амвросий  рассказал  своему наставнику,  как он рад, что владыка его похвалил. Наставник же стал его учить палкой и говорить: "Разве  ты  не  знаешь,  что  владыка аристократ,  а аристократы привыкли говорить всякие комплименты. А ты всерьез это принял!"

Очень немногие люди  могли  удостоиться  похвалы  владыки

Игнатия, потому   что  он  тоже  понимал,  что  похвала  может повредить человеку.  С  другой  стороны,  видно,  как   строго воспитывался старец  Амвросий.  В 1847 г.  он тяжело заболел и всю жизнь провел полуинвалидом,  тем не менее  до  конца  дней после смерти  старца  Макария он нес старческое послушание,  и для всех была очевидной и  его  особая  духовная  мудрость,  и благодатная сила его молитв,  и прозорливость.  Известна и его способность беседовать с людьми  самого  разного  образования, устройства   и   направления.  Такие  беседы  порой  совершали переворот в жизни человека,  и многие обращались к вере. Одним из послушников старца Амвросия стал Константин Леонтьев,  хотя к вере он пришел не совсем под воздействием старца.  Он тяжело заболел,   будучи   дипломатом  и  человеком  неверующим.  Все считали,  что он должен  умереть,  но  Леонтьев  на  основании детских  воспоминаний  в  молитве Божией Матери дал обет,  что если поправится,  то пойдет в монахи.  И поправился. Но будучи совершенно не подготовленным к монашеской жизни, он отправился в Оптину, где его принял старец Амвросий, который понимал, что после   светской   жизни   человек   не  может  сразу  понести монашеского послушания.  Леонтьев  стал   послушником   старца

Амвросия,    всю    жизнь    прожил    возле   него,   духовно совершенствовался  и  только  после   смерти   старца   принял монашество.