Полностью эта дорога никогда не закрывалась. Речь идет о трагическом непонимании - предвестнике будущего раскола, но дело не доходит до открытой борьбы и конфронтации. С другой стороны, считать, что все было гладко, тоже нельзя.
Здесь есть две крайности. С одной стороны, опираясь на высказывания митрополита Филарета и других об императоре
Николае, которые были связаны с их любовью к императору как помазаннику Божиему, тогда естественной для всякого русского человека, пытаются изобразить тот период сплошным процветанием
РПЦ и доказать, что никакого ущерба она не претерпевала. С
другой стороны, существуют попытки представить всех наиболее крупных духовных деятелей как каких-то оппозиционеров, подобных Герцену. То и другое - крайности, совершенно не отвечающие действительности.
Но каким-то проявлением неблаговоления к митрополиту
Филарету Московскому служат прозвища, которые утвердились за ним благодаря влиянию придворных кругов: митрополита Филарета
Московского именовали Филаретом Мудрым в противовес митрополиту Киевскому, которого называли Филаретом
Благочестивым. Здесь крылась тонкая ирония в адрес митрополита
Филарета Московского, которая заключалась в том, что умница он якобы большой, а вот благочестие его не столь велико. Даже сам император Николай говорил, что митрополит Филарет Московский это большой умник, а митрополит Филарет Киевский - большой молитвенник и меня замолит.
Митрополит Филарет Московский был человеком исключительной мудрости, но это не значит, что он был лишен духовных даров: известны случаи его прозорливости и замечательных исцелений по его молитве. С другой стороны, митрополит Филарет Амфитеатров вряд ли мог бы соперничать с митрополитом Филаретом Московским в смысле учености и богословской глубины, но это был ученый человек - ректор МДА и замечательный подвижник, тайно принявший схиму с именем
Феодосия. Этот замечательный пастырь оказывал влияние на всю русскую жизнь. И хотя в некоторых взглядах эти владыки расходились, но Синод покинули оба одновременно: ужиться с тем направлением, которое царствовало там при Протасове, не смог ни тот, ни другой.
Митрополит Филарет Амфитеатров был противником перевода
Св. Писания на русский язык, потому что это послужило бы толчком к переводу на русский язык Богослужения, что уже недопустимо. Его пытались переубедить, но он оставался верен своей точке зрения. Как и по отношению перевода преподавания в
МДА с латинского на русский - сам он преподавал по-латыни, потому что считал, что вместе с языком может проникнуть и ересь.
Очень многие трудности во время жизни митрополита
Филарета в Москве были связаны с московским генерал-губернатором Арсением Закревским, который в юности был связан с либеральными, масонскими кругами. Во время восстания декабристов именно от него Ермолов получил сведения о том, что туда направляются особого рода чиновники, которые хотят исследовать, не причастен ли к восстанию Грибоедов и другие. В
позднейшее время он стал одним из самых реакционных министров николаевского царствования, но его реакционность и желание видеть всюду революционеров доходило до того, что он всех славянофилов (Хомякова, Киреевских, Аксакова) считал друзьями
Герцена и его тайными корреспондентами и единомышленниками. В
конце 40-х годов, когда было знаменито дело Петрашевского, он писал одному из своих друзей: "Вы думаете, что никто из этих так называемых славянофилов оказался в этом деле не замешанным потому, что на самом деле не виноват? Нет, они просто очень ловко хоронят концы".
Очень напряженно складывались у него отношения с митрополитом Филаретом. На поверхности вроде бы ничего не было, но если градоначальник и мог создавать трудности епископу, то они создавались - разумеется, под предлогом заботы о Православии. В частности, очень многие меры против старообрядцев, которые сейчас обвиняют митрополита Филарета, были приняты под давлением со стороны графа Закревского. С
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.