История Русской Православной Церкви от эпохи Петра до 20-х годов ХХ века, страница 20

Новгородский Димитрий Сеченов, восторженно приветствовавший восшествие на престол Екатерины II,  потому что она обещала, что никакого изъятия церковных  земель при ней не произойдет и она будет блюсти все древние русские обычаи.

Хотя Екатерина и не была безбожницей,  она с юности воспитывалась под влиянием французских просветителей Вольтера,  Дидро и других.  Эти люди   как   бы   заимствовали   очень   многие   идеи   у  английских масонов-протестантов,  в  частности   мысли   о   создании   масонской организации.  Но,  как это характерно для католических стран, там, где образовывались масонские ложи,  они шли гораздо дальше  и  были  более радикальными,  чем масоны в протестантских странах.  Если там это была некая организация,  которая ставила своей целью дать отпор иезуитам  и тайно  объединяться,  чтобы  преодолеть  рознь  между  протестантскими общинами (как это было в Англии), то их появление в России тоже нельзя однозначно  приветствовать,  потому  что  такого рода масоны,  с одной


- 5 стороны,  боролись против распространявшегося безбожия,  но  с  другой стороны, способствовали отнюдь не сохранению Православия. Что касается просветителей (тоже,  безусловно,  масонов) в странах католических, то несмотря  на  то,  что основное требование масонства (признание Творца или по крайней мере Архитектора вселенной) сохраняло и во  французских ложах  до  середины  19  века.  Тем  не менее их деятельность сразу же приняла   злобный   антихристианский   характер:   отстаивая    истину единобожия,  по  крайней  мере  на  словах,  они приближались по своим воззрениям к языческим императорам вроде Марка Аврелия,  но  тщательно это скрывали.

Основная их борьба шла под девизом борьбы  за  веротерпимость.  В

частности,  во  Франции  боролись  со  всяческим,  с  их точки зрения, притеснением протестантов, пытаясь изгнать гугенотов, не изгнанных еще при  Людовике  XIV,  и  называли себя свободомыслящими,  т.е.  борцами против  преследования  свободной  мысли.  Но  эта  "свободная   мысль"

выражалась на практике в таких кощунствах,  что даже сами организаторы боялись открыто признать свою прямую связь со  всеми  этими  явлениями

(?).  Так  что  Вольтер  свои  письма  (а  он  пишет очень много своим последователям,  т.к. вынужден жить в Пруссии и Швейцарии и не раньше, чем   под   конец  жизни  возвращается  во  Францию,  потому  что  его деятельность была там слишком хорошо известна) начинает и  заканчивает призывами  "раздавить  гадину"  (имея  в  виду  католическую церковь и вообще христианство),  очень пылкими и эмоциональными,  и призывает  к тому,  чтобы каждый наносил скрытно какие-то удары: пусть "эта гадина"

падет под ударами сотен невидимых рук и даже издыхая не может  назвать имени  того,  кто  ее  раздавил.  такого  рода деятельность во Франции расцветает пышным цветом.

Вместе с  тем  они  стремятся  заручиться  поддержкой влиятельных особ,  представляя себя борцами против некоего суеверия.  В частности,

Вольтер   пишет   в  своей  брошюре,  содержащей  злобные  нападки  на христианство:  "Что  вы  делаете?  Вы  во  всех  французских   салонах распространяетесь  (автор-то  анонимный),  что  я узнал:  это он,  это

Вольтер!  Вы  меня  страшно  компрометируете,  вы,   наоборт,   должны говорить:  это  не  он,  ничего  общего с ним этот автор не имеет".  И

бросает очень откровенную фразу:  "Мы можем показаться исчадиями  ада, если порядочные люди не будут за нас".

Для того чтобы составить более подробное  представление  об  этой переписке,  зачитаю  одно  из  писем  Вольтера.  Конечно,  здесь  тоже содержится  лицемерие  и  клоунада  -  он  представляет   себя   якобы потрясенным  благочестивым  человеком перед теми кощунствами,  которые совершаются,  но дух здесь  совершенно  очевиден.  Это  его  письмо  к

Даламберу (1871 г.):

"Я написал вам,  дорогой философ,  через г-на Бэкона, но не через