История Русской Православной Церкви от эпохи Петра до 20-х годов ХХ века, страница 116

Белоруссии,  на  Украине  и  никакого перехода из Православия и других христианских конфессий в иудаизм не наблюдалось,  поэтому такого  рода религия  не  могла  вызвать  большого  опасения у русских православных архиереев и повода для обсуждения этого вопроса в  Церкви  никогда  не было.  Потому  вопрос  этот  никогда  не  ставился  и  Победоносцевым, которого беспокоили вопросы католической экспансии,  удержание униатов в Православии,  проблемы старообрядцев,  толстовцев, баптистов и т.п., но отнюдь не эти вопросы.

Большое влияние  на  то,  что  у  многих  людей был антагонизм по отношению к евреям,  имел в то время рост антиклерикальных движений во

Франции. Известно, что как раз в начале нашего века церковь во Франции отделяется  от  государства  и  делаются  открытые  попытки  расколоть церковь. В этом отношении не все, но большинство евреев самого разного направления действовали заодно  с  французскими  антиклерикалами,  что придавало  этому  антикатолическому,  антицерковному движению особенно большую силу.  Известно, что в этот период даже русское правительство, учитывая,  что  Франция  была  заинтересована  в  сохранении  союза  с

Россией,  несколько  раз  пыталось  оказать  давление  на  французское правительство,  чтобы как-то умерить антиклерикализм.  И хотя французы всегда  резко  протестовали  против  такого  вмешательства  (несколько русских  дипломатов  даже  были удалены,  когда попытались действовать слишком прямо), тем не менее необходимость сохранения союза с Россией, с   одной   стороны,   эту  кампанию  умеряла,  а  с  другой  стороны, стимулировала рост антисемитских настроений.

Все это   нужно   иметь   в   виду,   потому   что   такого  рода антиклерикальная  кампания  способствовала   и   росту   антисемитских настроений  во  Франции,  но  и не только этому.  Я специально на этом останавливаюсь, потому что Протоколы сионских мудрецов, безусловно, во многом  имеют французское происхождение.  Дело в том,  что легко можно наблюдать,  что во всякой стране (то же  самое  было  впоследствии,  в

20-30-е  годы,  в Германии;  здесь есть близкая аналогия и с Францией, проигравшей   войну),   проигравшей   войну,   многие    патриотически настроенные  люди  стремятся к реваншу,  считая,  что страна унижена и оскорблена и что нельзя спокойно существовать,  пока не  восстановлена справедливость   (или   то,   что   с   их   точки   зрения  считается справедливостью).  Те  группы  населения,  которые  эти   чувства   не разделяют, вызывают чувство враждебности.

Аналогичную ситуацию мы можем видеть и сейчас в странах СНГ. Одни из  тех  русских  людей,  которые остались в Армении или Азербайджане, разделяют с азербайджанцами взгляд на карабахский вопрос, если живут в

Баку;  те,  кто живут в Ереване,  могут сочувствовать армянам. Но если


- 4 речь идет о том, чтобы участвовать самим или посылать сыновей в такого рода сражения, то несмотря на долгое проживание среди этого народа, до такого накала патриотизм их не доходит.

Не удивительно,  что  евреи,  проживавшие  во  Франции,  с  одной стороны,  резко  отрицали  всякие  аннексии,  которые   были   сделаны

Германией,  но  массовым  было  чувство,  захватившее  не только людей правого  лагеря,  но  и  либералов,  как  видно  из  дневников  многих французских   писателей.   Просто  они  не  могут  чувствовать  иначе.

Допустим, известный французский писатель Флобер пишет, что он возмущен против  немцев,  потому  что  они  разбудили в нем пещерного человека.

..........................      ......................................

Поэтому  люди,  которые  не только не разделяют - это еще полбеды,  но которые всеми  силами  стремятся  предотвратить  войну  высказываниями соображений пацифизма и т.д.,  безусловно, становятся предметом особой враждебности,  что и произошло во Франции. Но, повторяю, не только это было  причиной такого рода роста антисемитских настроений.  В России и других странах для правых такого рода стимулом  было  широкое  участие многих    евреев    в    революционном   движении,   в   частности   в социалистическом.