Белоруссии, на Украине и никакого перехода из Православия и других христианских конфессий в иудаизм не наблюдалось, поэтому такого рода религия не могла вызвать большого опасения у русских православных архиереев и повода для обсуждения этого вопроса в Церкви никогда не было. Потому вопрос этот никогда не ставился и Победоносцевым, которого беспокоили вопросы католической экспансии, удержание униатов в Православии, проблемы старообрядцев, толстовцев, баптистов и т.п., но отнюдь не эти вопросы.
Большое влияние на то, что у многих людей был антагонизм по отношению к евреям, имел в то время рост антиклерикальных движений во
Франции. Известно, что как раз в начале нашего века церковь во Франции отделяется от государства и делаются открытые попытки расколоть церковь. В этом отношении не все, но большинство евреев самого разного направления действовали заодно с французскими антиклерикалами, что придавало этому антикатолическому, антицерковному движению особенно большую силу. Известно, что в этот период даже русское правительство, учитывая, что Франция была заинтересована в сохранении союза с
Россией, несколько раз пыталось оказать давление на французское правительство, чтобы как-то умерить антиклерикализм. И хотя французы всегда резко протестовали против такого вмешательства (несколько русских дипломатов даже были удалены, когда попытались действовать слишком прямо), тем не менее необходимость сохранения союза с Россией, с одной стороны, эту кампанию умеряла, а с другой стороны, стимулировала рост антисемитских настроений.
Все это нужно иметь в виду, потому что такого рода антиклерикальная кампания способствовала и росту антисемитских настроений во Франции, но и не только этому. Я специально на этом останавливаюсь, потому что Протоколы сионских мудрецов, безусловно, во многом имеют французское происхождение. Дело в том, что легко можно наблюдать, что во всякой стране (то же самое было впоследствии, в
20-30-е годы, в Германии; здесь есть близкая аналогия и с Францией, проигравшей войну), проигравшей войну, многие патриотически настроенные люди стремятся к реваншу, считая, что страна унижена и оскорблена и что нельзя спокойно существовать, пока не восстановлена справедливость (или то, что с их точки зрения считается справедливостью). Те группы населения, которые эти чувства не разделяют, вызывают чувство враждебности.
Аналогичную ситуацию мы можем видеть и сейчас в странах СНГ. Одни из тех русских людей, которые остались в Армении или Азербайджане, разделяют с азербайджанцами взгляд на карабахский вопрос, если живут в
Баку; те, кто живут в Ереване, могут сочувствовать армянам. Но если
- 4 речь идет о том, чтобы участвовать самим или посылать сыновей в такого рода сражения, то несмотря на долгое проживание среди этого народа, до такого накала патриотизм их не доходит.
Не удивительно, что евреи, проживавшие во Франции, с одной стороны, резко отрицали всякие аннексии, которые были сделаны
Германией, но массовым было чувство, захватившее не только людей правого лагеря, но и либералов, как видно из дневников многих французских писателей. Просто они не могут чувствовать иначе.
Допустим, известный французский писатель Флобер пишет, что он возмущен против немцев, потому что они разбудили в нем пещерного человека.
.......................... ......................................
Поэтому люди, которые не только не разделяют - это еще полбеды, но которые всеми силами стремятся предотвратить войну высказываниями соображений пацифизма и т.д., безусловно, становятся предметом особой враждебности, что и произошло во Франции. Но, повторяю, не только это было причиной такого рода роста антисемитских настроений. В России и других странах для правых такого рода стимулом было широкое участие многих евреев в революционном движении, в частности в социалистическом.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.