Церкви с государством, о восстановлении патриаршества. Идут дискуссии о том, каков должен быть состав собора (кроме архиереев, там должны быть священники и миряне, но с совещательным, а не с решающим голосом). Идет разговор о том, чтобы разделить империю на митрополии, чтобы чаще проводились местные соборы и съезды (некоторые в Грузии даже ставят вопрос об автокефалии), но окончательно это не решено.
Говорится о том, что необходимо ввести автономию прихода, о том, что необходимо реформировать школу, а также об изменении Богослужения, но другие против этого возражают. Все больше интеллигенции становится в РПЦ, и здесь существовали как бы два направления. Одно из них - это те представители интеллигенции, которые от религиозного безразличия и даже атеизма искренне обращаются и идут в Церковь; другое либеральные профессора и духовенство, которые получили достаточное образование и ориентируются на связи с интеллигенцией, настроенной антицерковно (во всяком случае антиклерикально). Последние стремятся к максимальному обмирщению Церкви, и здесь явны протестантские симпатии.
И когда оба эти потока встречаются, кажется, что они близки, но направления здесь совершенно разные.
Эта обстановка сказывается на том, что происходит в академиях.
Ряд либеральных профессоров стремятся добиться автономии, и за этим стремлением кроется желание поставить образование в протестантском духе. Это ясно чувствуется, и здесь уже есть зачатки будущего обновленческого течения как у профессоров, так и многих священников.
- 4 Все это не может не встречать противодействия. Очень тяжелый крест выпал в это время замечательному архиерею РПЦ Федору
Поздеевскому (Волоколамскому), который назначается ректором Московской
Духовной Академии. Ему приходится удалить часть либеральных профессоров, и в бурный период 1917 года ему начинают бросать упреки в том, что он-де разгромил всю Академию и изгнал всех подлинных ученых.
Это неверно: наоборот, он оставил многих либеральных профессоров и ученых, но вместе с тем он первым оценил большую потенциальную возможность, которая была связана с новой интеллигенцией, идущей в
Церковь, и именно он привлекает о. Павла Флоренского к преподаванию в
Академии. В бурных революционных и послереволюционных событиях именно владыка Федор был защитником традиционных норм православной жизни. С
ним связана успешная попытка привлечения интеллигенции к преподаванию в Академии.
Во всех областях церковной жизни в это время чувствуется большая напряженность. Развивается духовная жизнь, на достаточно высокий уровень поднимается академическая ученость. Но есть и противодействие, вражда, стремление к разделению, и неясно, сможет ли ее преодолеть проектируемый собор.
Разделяет РПЦ униатский и западно-русский вопрос. С
провозглашением веротерпимости отношения в этих областях обострились.
Многие из тех, кто раньше были обращены из унии в Православие (в 70-е годы), снова уходят в католичество. Но хотя назначенный Холмским епископом митрополит (тогда епископ) Евлогий в Париже на это, как и многие другие иерархи, реагирует очень нервно, видно, что уходит меньшинство: среди обращенных числилось 200 с лишним тысяч человек, уходит меньше ста тысяч. В Белоруссии и на Украине уходит совсем малая часть, но видно, что подавляющее большинство (миллион обращенных)
никуда уходить не собираются и даже в эпоху гонений на Православие и покровительства унии, которая там наступила (мы об этом будет говорить позже), когда ряд западных земель входит в Польшу, обратить их в унию оказывается невозможным. Так что испуг перед тем, что какая-то часть людей в результате этого уйдет, мне представляется несколько преувеличенным, но тем не менее многие иерархи, особенно западные, требуют, чтобы государство защищало Православную Церковь и указывают на ряд враждебных государственных законных действий со стороны римо-католиков. Но, как отмечает сам владыка Евлогий, они не встречают поддержки и понимания у большей части русского епископата, которые все-таки склонны к тому, чтобы веротерпимость сохранялась.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.