История Русской Православной Церкви от эпохи Петра до 20-х годов ХХ века, страница 127

Церкви с государством,  о восстановлении патриаршества. Идут дискуссии о том,  каков должен быть состав собора (кроме архиереев,  там  должны быть  священники  и  миряне,  но  с  совещательным,  а  не  с решающим голосом).  Идет разговор о том, чтобы разделить империю на митрополии, чтобы  чаще  проводились  местные  соборы и съезды (некоторые в Грузии даже ставят вопрос об автокефалии), но окончательно это не решено.

Говорится о том,  что необходимо ввести автономию прихода, о том, что необходимо реформировать школу, а также об изменении Богослужения, но другие против этого возражают.  Все больше интеллигенции становится в РПЦ,  и здесь существовали как бы два направления. Одно из них - это те представители интеллигенции,  которые от религиозного безразличия и даже  атеизма  искренне  обращаются  и  идут  в  Церковь;   другое   либеральные  профессора  и  духовенство,  которые получили достаточное образование и ориентируются на  связи  с  интеллигенцией,  настроенной антицерковно (во всяком случае антиклерикально). Последние стремятся к максимальному обмирщению Церкви, и здесь явны протестантские симпатии.

И  когда  оба  эти  потока встречаются,  кажется,  что они близки,  но направления здесь совершенно разные.

Эта обстановка  сказывается  на том,  что происходит в академиях.

Ряд либеральных профессоров стремятся добиться автономии,  и  за  этим стремлением  кроется  желание  поставить  образование в протестантском духе.  Это  ясно  чувствуется,  и  здесь  уже  есть  зачатки  будущего обновленческого течения как у профессоров, так и многих священников.


- 4 Все это не может  не  встречать  противодействия.  Очень  тяжелый крест   выпал   в   это   время  замечательному  архиерею  РПЦ  Федору

Поздеевскому (Волоколамскому), который назначается ректором Московской

Духовной   Академии.   Ему   приходится   удалить   часть  либеральных профессоров, и в бурный период 1917 года ему начинают бросать упреки в том,  что он-де разгромил всю Академию и изгнал всех подлинных ученых.

Это неверно:  наоборот,  он оставил многих либеральных  профессоров  и ученых,  но  вместе  с  тем  он  первым  оценил  большую потенциальную возможность,  которая была связана с новой  интеллигенцией,  идущей  в

Церковь,  и именно он привлекает о. Павла Флоренского к преподаванию в

Академии.  В бурных революционных и послереволюционных событиях именно владыка  Федор был защитником традиционных норм православной жизни.  С

ним связана успешная попытка привлечения интеллигенции к  преподаванию в Академии.

Во всех областях церковной жизни в это время чувствуется  большая напряженность.  Развивается  духовная  жизнь,  на  достаточно  высокий уровень поднимается академическая ученость. Но есть и противодействие, вражда,  стремление  к разделению,  и неясно,  сможет ли ее преодолеть проектируемый собор.

Разделяет РПЦ    униатский    и    западно-русский    вопрос.   С

провозглашением веротерпимости отношения в этих областях  обострились.

Многие из тех,  кто раньше были обращены из унии в Православие (в 70-е годы),  снова уходят в  католичество.  Но  хотя  назначенный  Холмским епископом  митрополит  (тогда епископ) Евлогий в Париже на это,  как и многие другие иерархи,  реагирует  очень  нервно,  видно,  что  уходит меньшинство:  среди  обращенных  числилось 200 с лишним тысяч человек, уходит меньше ста тысяч. В Белоруссии и на Украине уходит совсем малая часть,  но  видно,  что  подавляющее  большинство (миллион обращенных)

никуда уходить не собираются и даже в эпоху гонений на  Православие  и покровительства унии, которая там наступила (мы об этом будет говорить позже),  когда ряд западных земель входит в Польшу, обратить их в унию оказывается невозможным.  Так что испуг перед тем,  что какая-то часть людей  в  результате  этого  уйдет,   мне   представляется   несколько преувеличенным,  но  тем  не менее многие иерархи,  особенно западные, требуют,  чтобы государство защищало Православную Церковь и  указывают на   ряд  враждебных  государственных  законных  действий  со  стороны римо-католиков. Но, как отмечает сам владыка Евлогий, они не встречают поддержки  и  понимания  у большей части русского епископата,  которые все-таки склонны к тому, чтобы веротерпимость сохранялась.