Вообще все дело митрополита Вениамина мне напоминает, как интерпретируется в Истории о. Сергия Мансурова мученичество Игнатия
- 11 Богоносца, патриарха Антиохийского, в начале 2 века. Он говорит, что в эпоху, когда начинались кровавые гонения на христиан, нужен был особенно чистый, самоотверженный человек, который подал бы всем пример, как переносить гонения во славу Божию, и таким человеком стал священномученик Игнатий. То же можно сказать и про митрополита
Вениамина. Самые первые его шаги указывают на какое-то особое действие благодати Божией, хотя у него среди противников обновленцев было немало мудрых советников. Во всяком случае если в течение нескольких недель во всех епархиях возникал вопрос, законно ли ВЦУ, своим посланием владыка Вениамин сразу же вносил полную ясность. Так как большая часть этих людей была его священниками, он писал, что без благословения своего правящего архиерея никаких действий на общецерковном уровне ни одни священник не может предпринимать, тем более ездить в Москву, вести переговоры с властями - это категорически воспрещается канонами, поэтому никаких их действий он не признает и всех их запрещает в священнослужении, а свою паству призывает стойко стоять и объединиться вокруг своего архиерея и не поддаваться на ложные увещания.
Это решение в тот момент наносило всей этой затее сильный удар, поэтому несмотря на то, что изъятие церковных ценностей прошло в
Петрограде без эксцессов и местные петроградские газеты возносили митрополита за его мудрую деятельность, было решено немедленно его арестовать и устроить против него процесс, что и произошло на следующий же день, 29 мая. Введенский вел с ним 28 мая переговоры.
Когда прибывшие сотрудники ГПУ выводили арестованного митрополита, произошла встреча с Введенским, который прибыл для того, чтобы принять все дела епархиального управления. Как нив чем не бывало он подошел к владыке под благословение, но тот благословить его отказался, сказав:
"Мы с вами не в Гефсиманском саду, отец Александр". Очевидно, это сильно подействовало на Введенского: чтобы себя реабилитировать, он заявил, что на открывающемся через короткое время процессе в
Петрограде он будет выступать общественным защитником митрополита. Как он потом говорил, он собирался перед слушателями развернуть картину того, как темный малосознательный священник, архиерей стал орудием контрреволюционных сил. Но произносить эту нелепую речь ему не пришлось, потому что накануне процесса какая-то экзальтированная женщина швырнула камень ему в голову, и он оказался в больнице, так что процесс прошел без него. Начался он 9 июня. Весь ход процесса контролировался из Москвы, но не
Лениным, который был обычно главным вдохновителем подобных действий, потому что его разбил паралич, от которого он оправился только спустя несколько месяцев. Но за этим стояли Троцкий и другие вожди. Процесс этот произвел на всех очень сильное впечатление, главным образом благодаря исключительной твердости митрополита и его поразительной простоте, потому что он, в отличие от некоторых других, приговоренных вместе с ним, вроде бы особенно и не стремился к тому, чтобы мученически пострадать, и вел себя очень скромно, хотя, как потом выяснилось из его писем, он еще в детстве много читал о мучениках и был очень рад, что Господь теперь привел его все это пережить. Во всяком случае на процессе он стремился везде, где было можно, взять всю ответственность на себя. И когда привлеченный для его защиты адвокат из евреев Гурович (это было сделано специально, потому что важно было предотвратить всякие обвинения в антисемитизме), очень взволнованный своей миссией, после того как произнес длинную речь о полной несостоятельности обвинения и привел множество ярких примеров
(а оно действительно было на скорую руку состряпано и отличалось поразительной нелепостью) (?). Вот-де в обвинение митрополиту вменяется распространение некоего послания по епархии. Но оно накануне
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.