Православие, по своему духу к этому явно неспособна. И хотя он видел ряд изъянов у римских католиков, тем не менее их активность, с его точки зрения, в стремлении преобразовать общество его очень привлекает. Поэтому его заинтересовали вопросы объединения церквей, а когда человек чего-то очень сильно желает, он иногда начинает в соответствии со своим желанием неправильно оценивать действительность. В частности, в оценке Соловьевым всяких уклонений и разногласий, существовавших между Православием и католической церковью, возникла некая диспропорция и деформация. Переходить к католикам он никогда не собирался, но из его высказываний можно заключить, что он был на грани этого перехода. Главная его мечта заключалась в том, что можно будет добиться объединения церквей и Восточная Православная Церковь объединится с Западной Римской церковью, но под главенством папы, причем это главенство В.С. во многом интерпретировал в соответствии с решениями I Ватиканского собора, хотя и не до конца.
Очевидно, его неправильно поняли многие римские прелаты.
Намечалась его встреча с папой Львом, но выяснилось, что В.С.
совсем не готов к переходу в католичество и не может воспринять столь восторженно всю ватиканскую бюрократию, сколь это необходимо для свидания с папой, так свидание не состоялось. Соловьев стал все больше удаляться от сочувствия римско-католической церкви, и особенно на него подействовало знакомство с письмом уже умершего к тому времени видного богослова-славянофила Юрия Федоровича Самарина к баронессе
Эдите Радон, которая занимала видное положение при царском дворе. Она была лютеранкой, но ее очень интересовали взаимоотношения разных исповеданий. Она вела оживленную переписку, и именно в письме к ней Самарин четко и ясно высказывает те положения о церковном авторитете и об источниках распознания истинности или ложности церковного учения, которые были приняты Православной Церковью и развиты московским кружком Новоселова и другими.
Это письмо произвело на Соловьева такое впечатление, что он опубликовал его с пространными комментариями и оно вошло в состав его произведения раньше, чем было опубликовано другими.
Это в особенности способствовало его повороту, но симпатии к римскому католичеству и надежды на объединение церквей, не совсем совпадающие со взглядами православных старцев и иерархии, сохранялись у Соловьева до конца жизни.
Существует полемика и разногласия, потому что появились некоторые утверждения, что хотя он умирая причастился у православного священника, но вместе с тем он считал для себя допустимым одновременно причащаться и в римско-католической церкви. Но, как отметил его духовник, В.С. исповедался пред смертью во многих грехах, но ничего такого он не заявлял. С
другой стороны, если католические священники допускают со стороны людей такую ложь, что они могут причащаться у них и вместе с тем ходить к причастию в Православной Церкви, не сообщая об этом (такие факты известны и установлены), то и отношение к таким людям может быть только как к лжецам, чьи свидетельства принимать не нужно. Нет никаких заслуживающих доверия свидетельств, что Соловьев такого рода вещи себе позволял, хотя некая полемика и существует.
В его произведениях наряду со взглядами, которые безусловно не могут быть приняты Церковью и которые он сам впоследствии отверг, смягчил или исправил, существует очень много такого, что либо полностью, либо по аналогии с поэтическими произведениями, о которых я говорил, следует знать, изучать и использовать для утверждения церковного взгляда, а насколько эффективно будет такое использование, зависит от знаний, способностей и церковной благодати, которая будет Дана Богом каждому, кто к этому будет стремиться.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.