История Русской Православной Церкви от эпохи Петра до 20-х годов ХХ века, страница 86

Раньше жизнь царя и его семейства очень мало соответствовала нормам  и духу  Православия.  Конечно,  царь  исповедовал православную веру,  но соблюдение постов и другие требования церковной жизни не  встречали  в его семействе ни поддержки,  ни интереса. Потому и в обществе бытовали такие взгляды,  что внутренне  православным  быть  не  обязательно,  а поддерживать Православие нужно только потому,  что народ православен и колебание его веры грозит тяжелыми последствиями для государства.  Так что,  несмотря на обвинения, которые выдвигали против К.П. такие люди, как  митрополит  Антоний,  воспитанные  им  государи,  может  быть,  с некоторыми  недостатками,  но  были  глубоко убежденными православными людьми, и в этом смысле их убеждения оказали влияние на русское высшее общество. Может быть, многие следовали примеру государя неискренне, но изменение взглядов,  которые были при дворе, не могло не отразиться на взглядах более широких слоев всего русского общества, так что наряду с идейным влиянием Достоевского и Соловьева нужно  указать  на  импульс, который   через   Победоносцева   шел  от  придворных  сфер.  Он  тоже способствовал тому,  что в русском обществе все-таки совершался  некий поворот к Православию.

Другой причиной такого поворота,  который совершался в конце 19 начале 20 века,  послужило, как ни странно, распространение марксизма.

Для  русских  нигилистов,  атеистов,  революционеров  была  характерна крайняя  бездумность  и  ориентация на практические действия:  не надо спорить о том,  что и как будет - важно решить только,  как бороться с самодержавием, с прогнившим церковным укладом; важно его опрокинуть, а дальше  все  устроится  само  собой.  Это  было  свойственно   русским народникам,   террористам,   но   с   появлением   марксизма   у  ряда интеллигентов возникла идея,  что предлагается глубокое мировоззрение, которое способно объяснить все общественные явления, с помощью которой можно все понять  и  объяснить.  Здесь  возникла  тяга  к  объяснению.

Марксизм  в  своей большевистской форме тоже как бы продолжил традицию бездумной веры и трансформировал  убеждения  на  уровень  своеобразной религии,  не  очень  критического  почтения  даже у самых мыслящих.  У

Плеханова  проявляется  не  свойственное  для  других  западных  людей преклонение перед Марксом и Энгельсом.

С другой стороны,  многие восприняли это учение как нечто  такое, что  позволяет полностью объяснить всю церковную и общественную жизнь, создать какую-то философию,  и  начав  размышлять,  они  отошли  и  от марксизма,  и  от  материализма  и сумели увлечь за собой значительную

- 4 часть интеллигенции.  Я имею в виду тех,  кто  вышел  их  марксизма  Струве, Сергей Булгаков (будущий о. Сергий), Николай Бердяев и другие.

Все они начинали как  марксисты,  все  разочаровались  в  марксизме  и сумели,  завоевав  определенный  авторитет как люди,  способные что-то объяснить,  сумели часть русской интеллигенции от марксизма оторвать и повести за собой.

Этот отход начался в  последние  годы  19  века,  а  окончательно оформился  позже,  но  начало  лежит  именно  в  этих  годах.  Главным документом  здесь  является  сборник  "Вехи",  который   вышел   после революции и о котором можно говорить после.  В целом,  если говорить о русском образованном обществе,  об аристократии,  там проявляются  две тенденции.  По сравнению с тем, как это было в 60-е годы, это общество становится более религиозным,  хотя выявляется какая-то часть, которая невосприимчива   уже   ни   к   каким   воздействиям.   Она   осталась атеистической, такой она будет пребывать и дальше.

Раньше можно  было  говорить,  что  равнодушие к вере объясняется влиянием двора,  как это было при Екатерине и отчасти  при  Александре

II,  теперь  же видно,  что даже обращение царя далеко не всех ведет к вере.  Атеизм и собственную душевную склонность преодолеть невозможно.