История Русской Православной Церкви от эпохи Петра до 20-х годов ХХ века, страница 123

Тем не  менее  не  только  такого  рода  люди  были  во всех этих фракциях - были там и люди, которые искренне стремились сделать что-то полезное для народа, для государства. Однозначной поддержки со стороны иерархии  РПЦ  в  отношении  "СРН"  не  было.  Известно,   что   между митрополитом  Антонием  Вадковским  и  местным отделением союза возник конфликт,  потому что он не счел  нужным  служить  молебен  по  случаю основания  этой  организации  и сказал,  что достаточно того,  что это сделал викарный архиерей.  Кроме того, он сильно критиковал их методы, в  некоторых  вопросах  ставя  их  на  одну  доску  с революционерами.

Например,  когда они устраивали контрдемонстрации,  на которых  метали камни в колонну левых революционеров.  Митрополит Антоний считал,  что это не меньшее насилие,  чем  революционное,  для  православных  людей неприемлемое. Но как следует из воспоминаний дочери Столыпина, ее отец эту практику одобрял  и  поддерживал.  Митрополит  Антоний  Вадковский разошелся здесь с очень многими,  и не удивительно, что люди, подобные

Антонию Храповицкому,  высказывали большое неудовольствие такого  рода позицией.

В условиях раскола многое зависело от того,  чем и как занимались местные организации. Многие иерархи и священники поддерживали "СРН". В

частности,  известно,  что  почетным  членом  союза  во  время  своего пребывания в Ярославле был будущий патриарх Тихон. Ему это ставилось в вину, и известен его ответ на вопрос о том, был ли он членом "СРН". Он ответил:   "Да,   я   полагаю,   что   в   России   быть   русским  не предосудительно".  Но ничего,  кроме  факта  членства  в  этом  союзе, никаких погромных действий даже крайне пристрастный большевистский суд в деле патриарха не обнаружил.

Однако далеко  не  все  духовенство желало поддерживать "СРН".  В

частности,  очень  видный  православный  архиерей   епископ   Митрофан

Краснопольский, мученически погибший в 1919 г. в Астрахани, предлагал, чтобы духовенство в  думе  образовало  отдельную  фракцию  вне  всяких партий,   которая   бы  оказывала  нравственное  воздействие  на  всех депутатов,  не ввязываясь в партийную борьбу.  Это вызвало против него очень сильное недовольство правых, которые считали, что именно "СРН" и


- 11 правые националисты могут выражать истинно православные взгляды,  и уж кто-кто,  а  духовенство обязано поддерживать именно их.  Косвенно они могли, оказывая давление, добиться весьма завуалированной поддержки от

Синода,  потому что было издано синодальное постановление о разрешении русскому духовенству вступать в члены "СРН" и участвовать в выборах на его  стороне.  Но  основная  часть  духовенства  этим  разрешением  не воспользовалась,  а указания на то,  чтобы такого рода  действия  были необходимыми,  от Синода никогда не поступало.  В этом отношении Синод не разделял той догматизации правых взглядов, которая была свойственна многим  монархическим  элементам (только мы православные,  а остальные нет).  Известно,  что после смерти Столыпина, когда партия октябристов перестала  пользоваться  государственной  поддержкой,  националисты на следующих выборах в думу, уже без Столыпина, третировали их с лозунгом

"Октябри-христопродавцы",  хотя всех их называть так не было оснований и вряд ли такого рода действия приемлемы с точки зрения Православия.

По всей  видимости,  для  православных людей возможны были разные политические взгляды,  но это многими не  осознавалось.  В  частности, очень  многие  люди правого лагеря считали,  что только неограниченная самодержавная монархия в полной мере и до  конца  отвечает  церковному учению  и  всякое  уклонение  от  нее,  даже  в  сторону  ограниченной конституционной монархии, противоречит основным принципам Православия.

Это  оспаривалось представителями левого лагеря.  Для критики монархии привлекалась Библия - то  место  из  Книги  Судей,  где  говорится  об установлении  монархии  и  где  Господь порицает евреев за такого рода желание,  говоря  с  пророком  Самуилом.  Договаривались   до   разных крайностей.  С  одной  стороны,  будущий  обновленец  епископ  Антонин