Тем не менее не только такого рода люди были во всех этих фракциях - были там и люди, которые искренне стремились сделать что-то полезное для народа, для государства. Однозначной поддержки со стороны иерархии РПЦ в отношении "СРН" не было. Известно, что между митрополитом Антонием Вадковским и местным отделением союза возник конфликт, потому что он не счел нужным служить молебен по случаю основания этой организации и сказал, что достаточно того, что это сделал викарный архиерей. Кроме того, он сильно критиковал их методы, в некоторых вопросах ставя их на одну доску с революционерами.
Например, когда они устраивали контрдемонстрации, на которых метали камни в колонну левых революционеров. Митрополит Антоний считал, что это не меньшее насилие, чем революционное, для православных людей неприемлемое. Но как следует из воспоминаний дочери Столыпина, ее отец эту практику одобрял и поддерживал. Митрополит Антоний Вадковский разошелся здесь с очень многими, и не удивительно, что люди, подобные
Антонию Храповицкому, высказывали большое неудовольствие такого рода позицией.
В условиях раскола многое зависело от того, чем и как занимались местные организации. Многие иерархи и священники поддерживали "СРН". В
частности, известно, что почетным членом союза во время своего пребывания в Ярославле был будущий патриарх Тихон. Ему это ставилось в вину, и известен его ответ на вопрос о том, был ли он членом "СРН". Он ответил: "Да, я полагаю, что в России быть русским не предосудительно". Но ничего, кроме факта членства в этом союзе, никаких погромных действий даже крайне пристрастный большевистский суд в деле патриарха не обнаружил.
Однако далеко не все духовенство желало поддерживать "СРН". В
частности, очень видный православный архиерей епископ Митрофан
Краснопольский, мученически погибший в 1919 г. в Астрахани, предлагал, чтобы духовенство в думе образовало отдельную фракцию вне всяких партий, которая бы оказывала нравственное воздействие на всех депутатов, не ввязываясь в партийную борьбу. Это вызвало против него очень сильное недовольство правых, которые считали, что именно "СРН" и
- 11 правые националисты могут выражать истинно православные взгляды, и уж кто-кто, а духовенство обязано поддерживать именно их. Косвенно они могли, оказывая давление, добиться весьма завуалированной поддержки от
Синода, потому что было издано синодальное постановление о разрешении русскому духовенству вступать в члены "СРН" и участвовать в выборах на его стороне. Но основная часть духовенства этим разрешением не воспользовалась, а указания на то, чтобы такого рода действия были необходимыми, от Синода никогда не поступало. В этом отношении Синод не разделял той догматизации правых взглядов, которая была свойственна многим монархическим элементам (только мы православные, а остальные нет). Известно, что после смерти Столыпина, когда партия октябристов перестала пользоваться государственной поддержкой, националисты на следующих выборах в думу, уже без Столыпина, третировали их с лозунгом
"Октябри-христопродавцы", хотя всех их называть так не было оснований и вряд ли такого рода действия приемлемы с точки зрения Православия.
По всей видимости, для православных людей возможны были разные политические взгляды, но это многими не осознавалось. В частности, очень многие люди правого лагеря считали, что только неограниченная самодержавная монархия в полной мере и до конца отвечает церковному учению и всякое уклонение от нее, даже в сторону ограниченной конституционной монархии, противоречит основным принципам Православия.
Это оспаривалось представителями левого лагеря. Для критики монархии привлекалась Библия - то место из Книги Судей, где говорится об установлении монархии и где Господь порицает евреев за такого рода желание, говоря с пророком Самуилом. Договаривались до разных крайностей. С одной стороны, будущий обновленец епископ Антонин
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.