Но ученость стояла на достаточно высоком уровне. В целом обстановка была достаточно тяжелой, и я хочу сказать еще одно слово о русской государственности. Мы подходим к периоду тяжелому и бурному русской революции. Очень многие рассматривали то, что произошло, как некое наказание за грехи, допущенные Россией и РПЦ в предыдущий период. Эта точка зрения по-своему справедлива и считать, что грехов не было, значит противоречить лучшим глубоко духовным людям православной России. С большой скорбью епископ Игнатий высказывался о
России, то же писал и митрополит Филарет, которые предвидели тяжелые перемены. Казалось бы, основатели философского патриотизма - такие, как Хомяков, чье стихотворение я приводил, и другое, начинающееся: "Не говорите: то былое, то грех отцов, он чуждый нам..." Такого рода оценки высказывались и на соборе 17 года, но с другой стороны, представлять все, что в России происходило, как нечто худшее и преступное по сравнению с тем, что Россию окружало, - это крайность совершенно неверная.
Безусловно, и в политической жизни России было много такого, что не соответствует православному идеалы и объявлять какие-то действия, пускай они в большей степени или религиозные преследования или стремление к каким-то завоеваниям, к национальному ограничению других народов, - объявлять все это интересами Православия абсурдно. Может быть, политику русификации по отношению к неправославным народам отчасти можно было оправдать, но какой смысл был русифицировать православную Грузию и заставлять их принимать русские фамилии, насколько это способствовало распространению Православия?
Безусловно, Россия могла вести какие-то завоевательные войны, но если вспомнить то печальное, что было сделано по линии религиозного преследования или национального угнетения, с тем, что потом было после распада Российской империи, то видно, что по крайней мере все обвинители оказались ничуть не лучше чиновников-бюрократов, будь то в освободившейся Польше или в Финляндии. Или если мы посмотрим, допустим, обвинялись во всяком погроме и терроре в отношении евреев, то такого же рода террористы появились в Израиле в отношении арабов, поэтому считать, что в России творилось что-то особенно преступное, в попустительстве чему было в каком-то смысле духовенство виновно, но преувеличивать это вряд ли разумно. В особенности нелепо говорить о каких-то особенно агрессивных устремлениях России, учитывая, что именно Россия была инициатором создания Священного союза, который был не только органом крайне реакции и заботился о том, чтобы в государстве сохранялся консервативный монархический уклад, но и был первой коллективной системой общественной безопасности, что хорошо сознавали и творцы Лиги наций. Так что были тяжелые явления в русской жизни, но если за это Господь и наказывал, то просто потому, что православные несут особую ответственность перед Богом и не могут оправдываться тем, что где-то в других местах что-то бывает хуже. А
самое главное - здесь были не какие-то политические действия, а усилившаяся тенденция отступления народа от веры или, если говорить о
- 12 высших кругах русского общества, то там была какая-то тенденция возвращения к вере одних, но другие оставались ей совершенно чужды.
09.12.96.
Л Е К Ц И Я 13
Наш курс называется "История Русской Церкви Синодального и советского периодов", поэтому, казалось бы, естественно было бы делить его, начиная с революции 1917 года. В действительности в 1905 году происходит очень важное событие в жизни Церкви: наконец-то принимается решение о созыве поместного собора РПЦ и хотя сроки созыва не обозначены, начинается подготовка к собору. Весь подготовительный период определяет то, что произошло впоследствии. Поэтому 1905 год существенно изменил весь ход жизни РПЦ, а если учесть, что в это время произошла Первая русская революция, то и всего русского государства.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.