Польши. После того как левобережная Украина еще при царе
Алексее Михайловиче была присоединена к России, положение православных в польских областях значительно ухудшилось, потому что поляки считали восстание под руководством Богдана
Хмельницкого и отторжение части земель от Речи Посполитой это следствие враждебности к ним Православия и всячески стремились его искоренить. Влияние русского правительства было очень сильным в Польше ( в царствование Екатерины сам король
Станислав Понятовский был ее ставленником) и от польского короля не только Екатерина, но и Фридрих добивались целого ряда указов о запрещении всяческих гонений за веру, но все эти указы оставались на бумаге вследствие особого устройства
Польши. Там центральное правительство не могли провести в жизнь ничего, что встречало бы оппозицию со стороны очень сильного и фактически независимого польского дворянства.
Что касается дворянства, то оно к тому времени было полностью ополячено. Известно, что уже в 17 веке защитниками
Православия сделались казаки, а те из дворян, кто не желали принять католичество, лишились всяких прав и вынуждены были эмигрировать в Россию. То есть сильных покровителей к тому времени не было среди дворян и фактически очень сильно ослабло казачество после того, как отошло к Левобережью и не могло как следует осуществлять защиту Православия. Даже те небольшие и не до конца идущие указы в защиту Православия, которые издавало правительство, не могли быть реализованы в силу специфического явления, которое имело место и после воссоединения этих земель. Иначе как папистской или униатской мафией, назвать все это нельзя, потому что в значительной степени по наущению ксендзов и польской шляхты разнузданные банды терроризировали православных священников и население, врывались в храмы во время Богослужения, могли быть поджоги, разорения и убийства. Приходилось терпеть очень много жесточайших преследований, и остается только склонить голову перед теми, кто несмотря на все это сохранил свою веру в неприкосновенности.
Теперь некоторые апологеты папизма, в основном из поляков, пытаются оправдать такое упорное нежелание предоставить права православным. В частности, говорят.........
..............................................................
добивались, чтобы православным епископам было разрешено заседать в польском сейме. Как это может быть, ведь там заседало образованное европейское польское дворянство, а православные - это неотесанные мужики. Здесь была не столько религиозная нетерпимость, сколько нежелание видеть рядом с собой грубых варваров.
Это высказывание встречается довольно часто, но при этом почему-то забывают упомянуть, что стоило только этим грубым мужикам принять унию и перейти в католичество, как сразу же вся их необразованность переставала быть препятствием к тому, чтобы они могли заседать в сейме, и даже наоборот - их сеймом пытались соблазнить. С другой стороны, играло роль и своеобразие культуры польского дворянства что очень ярко проявилось во время одного казацкого восстания. Незадолго (лет за 20) до воссоединения, в царствование Екатерины, в результате притеснений вспыхнуло восстание, во главе с
Железняком, который получил на это благословение от одного их игуменов монастыря.
Эти восстания имели жестокий характер, потому что доведенное до отчаяния населения позволяло себе жестокости в отношении польской шляхты и евреев, которые в то время оказались по инициативе польского правительства на той территории в качестве агентов антиправославного влияния. В то время как костелы не могли сдаваться в аренду евреям, сдавались храмы православные, в результате чего население было настроено и против евреев. Так что жестокостей было много (это описано у Гоголя в "Тарасе Бульбе").
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.