История Русской Православной Церкви от эпохи Петра до 20-х годов ХХ века, страница 28

Польши. После того  как  левобережная  Украина  еще  при  царе

Алексее Михайловиче  была  присоединена  к  России,  положение православных в  польских  областях   значительно   ухудшилось, потому что  поляки  считали восстание под руководством Богдана

Хмельницкого и отторжение части земель от  Речи  Посполитой  это следствие   враждебности  к  ним  Православия  и  всячески стремились его искоренить. Влияние русского правительства было очень  сильным  в Польше ( в царствование Екатерины сам король

Станислав Понятовский был  ее  ставленником)  и  от  польского короля не  только  Екатерина,  но  и Фридрих добивались целого ряда указов о запрещении всяческих гонений за веру, но все эти указы оставались   на  бумаге  вследствие  особого  устройства

Польши. Там центральное  правительство  не  могли  провести  в жизнь ничего,  что  встречало  бы  оппозицию  со стороны очень сильного и фактически независимого польского дворянства.

Что касается  дворянства,  то  оно  к  тому  времени было полностью ополячено.  Известно,  что уже в 17 веке защитниками

Православия сделались  казаки,  а те из дворян,  кто не желали принять католичество,  лишились всяких прав и  вынуждены  были эмигрировать в  Россию.  То  есть  сильных покровителей к тому времени не было среди дворян и фактически очень сильно ослабло казачество после того, как отошло к Левобережью и не могло как следует осуществлять защиту Православия.  Даже те небольшие  и не до   конца  идущие  указы  в  защиту  Православия,  которые издавало правительство,  не  могли  быть  реализованы  в  силу специфического явления,    которое   имело   место   и   после воссоединения этих земель.  Иначе как папистской или униатской мафией, назвать  все  это  нельзя,  потому  что в значительной степени по наущению ксендзов и  польской  шляхты  разнузданные банды терроризировали  православных  священников  и население, врывались в храмы во время Богослужения,  могли быть  поджоги, разорения и   убийства.   Приходилось   терпеть   очень  много жесточайших преследований,  и остается только склонить  голову перед теми,  кто  несмотря  на  все  это  сохранил свою веру в неприкосновенности.

Теперь некоторые   апологеты   папизма,   в  основном  из поляков, пытаются   оправдать    такое    упорное    нежелание предоставить права православным. В частности, говорят.........

..............................................................

добивались, чтобы   православным   епископам   было  разрешено заседать в польском  сейме.  Как  это  может  быть,  ведь  там заседало образованное   европейское   польское  дворянство,  а православные - это неотесанные мужики.  Здесь была не  столько религиозная нетерпимость,  сколько  нежелание  видеть  рядом с собой грубых варваров.

Это высказывание встречается довольно часто,  но при этом почему-то забывают упомянуть,  что стоило только  этим  грубым мужикам принять  унию  и перейти в католичество,  как сразу же вся их необразованность переставала быть препятствием к  тому, чтобы они могли заседать в сейме,  и даже наоборот - их сеймом пытались соблазнить.  С  другой   стороны,   играло   роль   и своеобразие культуры   польского  дворянства  что  очень  ярко проявилось во время одного казацкого восстания. Незадолго (лет за 20)   до   воссоединения,   в   царствование  Екатерины,  в результате притеснений  вспыхнуло  восстание,   во   главе   с

Железняком, который  получил на это благословение от одного их игуменов монастыря.

Эти восстания   имели   жестокий   характер,  потому  что доведенное до отчаяния населения позволяло себе  жестокости  в отношении польской   шляхты  и  евреев,  которые  в  то  время оказались по  инициативе  польского   правительства   на   той территории в качестве агентов антиправославного влияния.  В то время как  костелы  не  могли  сдаваться  в   аренду   евреям, сдавались храмы православные, в результате чего население было настроено и против евреев. Так что жестокостей было много (это описано у Гоголя в "Тарасе Бульбе").