История Русской Православной Церкви от эпохи Петра до 20-х годов ХХ века, страница 9

Ставка царя  на  малороссийский  епископат  не  оправдалась.  Как явствует   из   поступка  Стефана,  он  был  сильно  заражен  западным католичеством,  а  отнюдь  не  протестантским  влиянием,  потому   что поступок  этот  был  инквизиторским.  Такие  случаи  на Руси бывали во времена   Иосифа   Волоцкого,   когда   была   распространена    ересь жидовствующих,  но  тогда преследования носили другой характер и,  как

- 3 всегда бывало на Руси,  очень волновали всех.  Было много  противников преследований;  сторонники  их ссылались на пример западный,  римский.

Так что теория Стефана о двух мечах Церкви -  духовном  и  мирском,  о необходимости   жестокого   преследования   еретиков,   в   том  числе старообрядцев,  вряд  ли  могли  вызвать  сочувствие  у  благочестивых православных людей.  Но вместе с тем эти архиереи не были сторонниками порабощения  Церкви  государством,  наоборот  -  они  были  искренними защитниками  церковной независимости.  В их поведении не было никакого подобострастия по отношению к царю (Стефан его обличал).

Увидев все  это,  Петр стал искать других помощников и приближать их к себе.  Поначалу он рассчитывал на другого  выходца  с  Украины  Феодосия Яновского,  которого он сделал архиепископом Новгородским,  с тем чтобы он как бы имел резиденцию во  вновь  основанной  императором столице - Петербурге. Но выяснилось, что Феодосий, приглянувшийся царю своим вольным поведением и охотно участвовавший во всех  его  забавах, больше  заботится  об  угождении своей плоти,  а как церковный деятель ничего из себя не  представляет.  Разумных  шагов  от  него  ждать  не приходилось,  и  Петр  нашел  другого  выходца  с  Украины  -  Феофана

Прокоповича.

Феофан Прокопович,  как и Стефан Яворский, получая образование на

Западе,  был вынужден  отречься  от  Православия  и  перейти  в  унию.

Выучившись и вернувшись на родину, он принес покаяние. Но помимо того, что Феофан Прокопович учился в католических учебных заведениях,  много путешествовал  по  протестантским  странам,  поэтому склонности у него были протестантские. Это явно обнаруживало себя, и когда Петр стал его приближать  к  себе,  ректор  Московской  Духовной  Академии Феофилакт

Лопатинский сразу указал Стефану  и  Петру  на  некоторые  еретические сочинения  Феофана,  но  тот сумел ловко оправдаться,  так что попытка отдалить его от царя только усилила охлаждение Петра к  Стефану.  Царь сначала   сделал  Феофана  главной  армейского  духовенства,  а  потом епископом Псковским и приближал к себе все больше.

Именно Феофану   и  было  поручено  выработать  проект  церковных преобразований. Во многом этот проект был заимствован у протестантов и осуществлялся под сильным влиянием протестантских друзей царя в России и иноземных протестантских монархов. Известно, что прусский курфюрст и английский  король  Георг неоднократно обращались к царю,  убеждая его провести  реформу,  которая  делала  бы  царя   главой   церкви,   что споспешествовало  бы  церковным преобразованиям в протестантском духе, необходимым с их точки зрения.  Так что давление на Петра было оказано очень значительное.

Феофан оказался убежденным сторонником реформы,  он-то и  написал

Духовный Регламент" 1820 г.,  содержавший план ее проведения.  Это был сырой    проект,    по    форме    являвшийся    не     законом,     а агитационно-публицистическим  произведением  в защиту реформы,  чем-то вроде  проповеди,  убеждавшей  в  том,  что  единоличная  власть  хуже коллегиальной  и  что  единоличный  церковный владыка введет в соблазн народ,  т.к.  будет поставлен на одну ногу с царской власть.  Все  эти рассуждения  были не обоснованы с церковно-канонической точки зрения и могли вызвать улыбку: рассуждать о том, что коллегиальная власть лучше единоличной  -  и забывать о том,  что в стране существует единоличная самодержавная царская власть.  Если так  плоха  единоличная  власть  в