Семашко. Но она все мужественно перетерпела, и Господь привел ее на Запад. Трудно передать то обожание, которым она пользовалась, в том числе и среди аристократии, и у польского поэта Мицкевича, посвящавшего ей оды. А Иосифа Семашко всячески поносили. Однако никакого базилианского монастыря в
Минске не было. И только спустя несколько десятилетий и буквально за несколько мгновений до того, как причислить
Мокрину к лику святых, сообразили, что это авантюристка. Но учитывая особые обстоятельства (это были уже 60-е годы), чтобы не обижать поляков, вместе нее причислили к лику святых
Иосафата Копцевича (?), известного гонителя Православия.
Такого рода ложь сопровождала митрополита Иосифа всю жизнь. Разобраться, где, когда, по отношению к кому было применено насилие, очень трудно. Но нельзя и отвергать, что было проведено некое бюрократическое мероприятие - люди без их согласия были причислены к Православию, а потом по отношению к ним был применен закон как к изменникам Православия. Та же картина наблюдалась и по отношению к старообрядчеству.
Поначалу единоверие было движением, возникшим среди самих старообрядцев, которые искали подлинного благодатного священства. Это были очень длительные переговоры, на которых очень странно вела себя власть, и осуществить все это удалось лишь с очень большими усилиями. Они сохранили свой старый обряд, но сохранили подлинных священников и воссоединились с
Церковью.
Теперь решили пойти по этому пути, применяя всякого рода давление и насилие. Методы были те же самые: под давлением руководители общин (а иногда и руководителями они становились тоже под бюрократическим нажимом) заявляли о том, что община переходит в Православие, хотя сама община этого и не хотела.
После этого забиралось все имущество и зачастую все объявлялись православными и подлежали тем же законам, если отказывались причащаться или не ходили в церковь. Их можно было высылать в Сибирь или еще куда-нибудь. Это привело к тому, что на новых единоверцев стали смотреть косо даже их старые собратья, потому что старообрядцы были люди очень твердые, сопротивление с их стороны было очень решительно.
Иногда это приводило к тяжелым событиям, как в том случае, когда некий старообрядческий монастырь со всем его имуществом был причислен к Православию, хотя этого хотело меньшинство.
Никакие протесты не давали результата, и старообрядцы, не захотевшие расстаться со своим монастырем, окружили его.
Прислали пожарников, которые поливали их водой из шлангов, а полицейские растаскивали старообрядцев.
Заслуживает всяческого сожаления, что Православие насаждалось подобным образом. Не случайно старые единоверцы в течение какого-то времени просили не смешивать их с новыми вплоть до того, что не хотели с ними никакого общения, т.к.
чувствовали вред, который причиняет такого рода обращение в
Православие. Но здесь опять чувствуется влияние бюрократии.
Все эти законы приносили чиновничеству немалые выгоды, потому что за уклонение от репрессий надо было давать полиции взятки.
Любопытно, что в комитете по обращению униатов решающую роль играли чиновники - Протасов, граф Блудов и др. Роль
Синода здесь была ограниченной. Действия такого рода не встречали одобрения у лучшей части русских иерархов, что явствует из того столкновения, которое произошло в конце 50-х годов у епископа Игнатия, когда он стал епископом Кавказским.
Какой-то местный полицейский чин оказался недоволен той линией, которую он ведет по отношению к старообрядцам.
Чиновник решил напомнить епископу, что он действует неправильно, и запросил, известна ли ему линия, которой придерживался в старообрядческом вопросе его предшественник. И
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.