История Русской Православной Церкви от эпохи Петра до 20-х годов ХХ века, страница 46

Семашко.  Но она все мужественно перетерпела, и Господь привел ее на   Запад.   Трудно  передать  то  обожание,  которым  она пользовалась, в том числе и среди аристократии,  и у польского поэта Мицкевича,   посвящавшего   ей  оды.  А  Иосифа  Семашко всячески поносили.  Однако никакого базилианского монастыря  в

Минске не  было.  И  только  спустя  несколько  десятилетий  и буквально за  несколько  мгновений  до  того,  как  причислить

Мокрину к лику святых,  сообразили,  что это авантюристка.  Но учитывая особые обстоятельства (это были уже 60-е годы), чтобы не обижать  поляков,  вместе  нее  причислили  к  лику  святых

Иосафата Копцевича (?), известного гонителя Православия.

Такого рода  ложь  сопровождала  митрополита  Иосифа  всю жизнь. Разобраться,  где,  когда,  по отношению  к  кому  было применено насилие,  очень трудно.  Но нельзя и отвергать,  что было проведено некое бюрократическое мероприятие - люди без их согласия были причислены к Православию, а потом по отношению к ним был применен закон как к  изменникам  Православия.  Та  же картина наблюдалась и по отношению к старообрядчеству.

Поначалу единоверие было движением, возникшим среди самих старообрядцев, которые    искали    подлинного    благодатного священства. Это были очень длительные переговоры,  на  которых очень странно вела себя власть,  и осуществить все это удалось лишь с очень большими  усилиями.  Они  сохранили  свой  старый обряд, но  сохранили  подлинных священников и воссоединились с

Церковью.

Теперь решили пойти по этому пути,  применяя всякого рода давление и насилие.  Методы были те же  самые:  под  давлением руководители общин  (а иногда и руководителями они становились тоже под бюрократическим нажимом) заявляли о том,  что  община переходит в  Православие,  хотя сама община этого и не хотела.

После этого  забиралось   все   имущество   и   зачастую   все объявлялись православными  и  подлежали  тем же законам,  если отказывались причащаться или не ходили  в  церковь.  Их  можно было высылать  в  Сибирь  или  еще куда-нибудь.  Это привело к тому, что на новых единоверцев стали  смотреть  косо  даже  их старые собратья,  потому  что  старообрядцы  были  люди  очень твердые, сопротивление с их  стороны  было  очень  решительно.

Иногда это  приводило  к  тяжелым событиям,  как в том случае, когда некий старообрядческий монастырь со всем его  имуществом был причислен  к  Православию,  хотя этого хотело меньшинство.

Никакие протесты не  давали  результата,  и  старообрядцы,  не захотевшие расстаться   со  своим  монастырем,  окружили  его.

Прислали пожарников,  которые поливали их водой из шлангов,  а полицейские растаскивали старообрядцев.

Заслуживает всяческого   сожаления,    что    Православие насаждалось подобным образом.  Не случайно старые единоверцы в течение какого-то времени просили не  смешивать  их  с  новыми вплоть до  того,  что не хотели с ними никакого общения,  т.к.

чувствовали вред,  который причиняет такого рода  обращение  в

Православие. Но  здесь  опять  чувствуется влияние бюрократии.

Все эти законы приносили чиновничеству немалые выгоды,  потому что за уклонение от репрессий надо было давать полиции взятки.

Любопытно, что в комитете по обращению  униатов  решающую роль играли  чиновники  -  Протасов,  граф  Блудов и др.  Роль

Синода здесь  была  ограниченной.  Действия  такого  рода   не встречали одобрения  у  лучшей  части  русских  иерархов,  что явствует из того столкновения,  которое произошло в конце 50-х годов у епископа Игнатия,  когда он стал епископом Кавказским.

Какой-то местный  полицейский  чин  оказался   недоволен   той линией, которую   он   ведет  по  отношению  к  старообрядцам.

Чиновник решил   напомнить   епископу,   что   он    действует неправильно, и   запросил,  известна  ли  ему  линия,  которой придерживался в старообрядческом вопросе его предшественник. И