Яворским ("Камень веры"). В этом произведении есть следы католического влияния, но в целом это сильно написанная и достаточно ясная для
- 10 народа книга. Но издание "Камня веры" представляется в виде намерения внести раскол, политическую смуту в русское общество, и книга снова запрещается. Тем не менее сразу добиться осуждения Феофилакта не удается, но начинает действовать Тайная канцелярия, куда направляются всякие доносы, и в 1735 г. арестовываются близкие к Феофилакту духовные люди, которые под пыткой возводят на него наветы во всевозможных политических грехах и неблагонадежности. Затем арестовывают и жестоко пытают самого Феофилакта. Он находится в тюрьме три года, хотя от него так и не добились признания вины. Однако его лишают сана и отправляют в монастырь, где он прожил несколько месяцев до воцарения Елизаветы Петровны. Его реабилитируют, возвращают ему сан, но подорванное здоровье уже не позволяет ему вернуться к церковной деятельности.
23.09.96
Л Е К Ц И Я 3
Из того, что было изложено на прошлых лекциях, уже может сложиться представление о тех трудностях, которые пришлось переживать
Русской Православной Церкви и ее иерархии в первые десятилетия 18
века. Когда на престол взошла императрица Елизавета Петровна, дочь
Петра I, то как для народа (который освободился от немецкого засилья), так и для духовенства наступило некоторое облегчение.
Елизавета Петровна была очень своеобразной личностью. Безусловно, она обладала некоторым, с детства впитанным, благочестием, но благочестие это странным образом сочеталось с заимствованной у Запада
(и присущей более всего французскому двору) любовью к развлечениям.
Поэтому жизнь ее протекала непросто: с одной стороны, она стремилась устраивать балы и увеселения и даже не могла строго держать постов но на их облегчение запрашивала разрешения лично у КПльского патриарха. В шкафах у нее было более десяти тысяч платьев, но это не мешало ей любить богомолья. Ее поход по обету на богомолье в
Троице-Сергиеву лавру протекал очень своеобразно: императрица проходила версту-другую, отмечалось место, до которого она дошла, здесь ставился часовой, затем она садилась в карету и уезжала куда-нибудь, где можно было отдохнуть и подкрепиться, а на следующий день ее привозили и начинался следующий этап путешествия. Но весь путь она честно проходила таким образом.
Она любила Богослужения, но вкус ее склонялся к западному влиянию: храм на польский образец и т.д. Поначалу она, не желая грубо нарушать заповеди Христовы, тайно обвенчалась со своим фаворитом графом Разумовским, но потом и здесь были существенные отступления.
Вместе с тем она оказывала покровительство Русской Церкви - во всяком случае по сравнению с временами Анны Иоанновны. Была облегчена участь многих сосланных иерархов, прекратились попытки введения протестантизма, архиереи снова стали возводиться в сан епископов, митрополитов и вообще сохраняли епископский сан, старались как бы всех уравнять и таким образом снизить авторитет архипастырского служения.
В первый период царствования Елизаветы Петровны у некоторых иерархов (а особенно активными в этот период были Амвросий Юшкевич и
Арсений Мациевич) появились надежды на то, что можно будет даже добиться восстановления патриаршества или по крайней мере снова ввести должность президента в синоде, о чем и была подана соответствующая записка. Но протестантское влияние в то время было все-таки достаточно сильным, поэтому такого рода инициатива не смогла пройти. Противники возврата к патриаршей Церкви указывали Елизавете, что этим будет подорван авторитет ее отца: великий государь, совершивший столько полезного и осуществивший реформы, равных которым не знала история, вдруг, оказывается, в чем ошибся.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.