История Русской Православной Церкви от эпохи Петра до 20-х годов ХХ века, страница 16

Яворским ("Камень веры"). В этом произведении есть следы католического влияния,  но  в  целом  это  сильно  написанная и достаточно ясная для

- 10 народа книга.  Но издание "Камня веры" представляется в виде намерения внести  раскол,  политическую смуту в русское общество,  и книга снова запрещается.  Тем не менее  сразу  добиться  осуждения  Феофилакта  не удается,  но начинает действовать Тайная канцелярия, куда направляются всякие доносы,  и  в  1735  г.  арестовываются  близкие  к  Феофилакту духовные   люди,  которые  под  пыткой  возводят  на  него  наветы  во всевозможных   политических   грехах   и   неблагонадежности.    Затем арестовывают и жестоко пытают самого Феофилакта. Он находится в тюрьме три года,  хотя от него так и не добились признания вины.  Однако  его лишают сана и отправляют в монастырь,  где он прожил несколько месяцев до воцарения Елизаветы Петровны.  Его  реабилитируют,  возвращают  ему сан,  но  подорванное  здоровье  уже  не  позволяет  ему  вернуться  к церковной деятельности.

23.09.96

Л Е К Ц И Я   3

Из того,   что  было  изложено  на  прошлых  лекциях,  уже  может сложиться представление о тех трудностях,  которые пришлось переживать

Русской  Православной  Церкви  и  ее  иерархии в первые десятилетия 18

века.  Когда на престол взошла императрица  Елизавета  Петровна,  дочь

Петра I, то как для народа (который освободился от немецкого засилья), так и для духовенства наступило некоторое облегчение.

Елизавета Петровна была очень своеобразной личностью. Безусловно, она  обладала  некоторым,  с  детства  впитанным,   благочестием,   но благочестие  это странным образом сочеталось с заимствованной у Запада

(и присущей более всего французскому двору)  любовью  к  развлечениям.

Поэтому жизнь ее протекала непросто:  с одной стороны,  она стремилась устраивать балы и увеселения и даже не могла строго держать  постов  но   на   их  облегчение  запрашивала  разрешения  лично  у  КПльского патриарха.  В шкафах у нее было более десяти тысяч платьев,  но это не мешало  ей  любить  богомолья.  Ее  поход  по  обету  на  богомолье  в

Троице-Сергиеву  лавру   протекал   очень   своеобразно:   императрица проходила  версту-другую,  отмечалось  место,  до  которого она дошла, здесь  ставился  часовой,  затем  она  садилась  в  карету  и  уезжала куда-нибудь,  где можно было отдохнуть и подкрепиться,  а на следующий день ее привозили и начинался следующий этап путешествия. Но весь путь она честно проходила таким образом.

Она любила  Богослужения,  но  вкус  ее  склонялся  к   западному влиянию:  храм на польский образец и т.д. Поначалу она, не желая грубо нарушать заповеди  Христовы,  тайно  обвенчалась  со  своим  фаворитом графом  Разумовским,  но  потом и здесь были существенные отступления.

Вместе с тем она оказывала покровительство Русской Церкви - во  всяком случае по сравнению с временами Анны Иоанновны.  Была облегчена участь многих   сосланных    иерархов,    прекратились    попытки    введения протестантизма,  архиереи  снова  стали  возводиться  в сан епископов, митрополитов и вообще сохраняли епископский сан, старались как бы всех уравнять и таким образом снизить авторитет архипастырского служения.

В первый  период  царствования  Елизаветы  Петровны  у  некоторых иерархов  (а  особенно активными в этот период были Амвросий Юшкевич и

Арсений Мациевич) появились  надежды  на  то,  что  можно  будет  даже добиться восстановления патриаршества или по крайней мере снова ввести должность президента в синоде,  о чем и  была  подана  соответствующая записка. Но протестантское влияние в то время было все-таки достаточно сильным,  поэтому такого рода инициатива не смогла пройти.  Противники возврата  к  патриаршей  Церкви  указывали  Елизавете,  что этим будет подорван авторитет ее  отца:  великий  государь,  совершивший  столько полезного  и  осуществивший реформы,  равных которым не знала история, вдруг, оказывается, в чем ошибся.