История Русской Православной Церкви от эпохи Петра до 20-х годов ХХ века, страница 6

Холмогорский,  Митрофаний  Воронежский),  но  тем  не менее на Украине произошла в каком-то смысле та  реформа  (отчасти  не  добровольно,  а насильственно,  потому  что Украина входила в состав Речи Посполитой), принятие основ  цивилизации  с  европейского  Запада.  Во  многом  это произошло при митрополите Петре Могиле,  который тоже не смог отделить полезное от вредного.  Его  книги,  с  одной  стороны,  способствовали развитию  православного  богословия  и  защите Православной веры,  а с другой стороны,  сам того не желая,  он привносил некие особенности  с

Запада  -  взгляды схоластов,  которые со всех точек зрения ниже,  чем византийское богословие.  Но он этого не понимал и  не  знал.  Поэтому малороссы  в  силу  своих  особенностей и более оживленных контактов с

Западом были более склонны к тому,  чтобы поддерживать действия Петра, и он всячески выдвигал этих епископов на церковные кафедры.

Говоря о  Петре  и   его   времени,   нужно   всячески   избегать неправильной   оценки,   потому   что   его  действия  часто  пытаются рассматривать с точки зрения продуманной, сознательной государственной и  церковной политики.  Личность Петра слишком сложна и противоречива.

Оказавшись под влиянием своих новых друзей, он наряду с теми знаниями, которые он жадно стремился впитать,  воспринял от них и многие вредные привычки:  пьянство,  курение,  разврат.  Когда  Петр  сталкивался   с обличениями  со  стороны церковных иерархов,  которые просто выполняли свой долг, это вызывало у него сильное раздражение, хотя прямо он и не мог ничего сказать. Так, назначенный им после смерти патриарха Адриана

Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Стефан Яворский,  стал откровенно  обличать  царя за разврат,  Петр сделал такой комментарий:

действия митрополита неправильны,  т.к.  в Писании сказано,  что  если согрешит брат твой,  то обличи его сначала наедине.  Зачем же обличать вслух,  перед всеми?  Раздражение Петра проявлялось очень  часто,  чем объясняются   многие   его   кощунственные  действия  -  в  частности,

"всешутейший собор" и пьяные попытки высмеивать деятелей  Православной

Церкви.  Все  это  было  не  потому,  что он хотел искоренить в народе ханжество и суеверие,  а вследствие озлобления,  которое появляется  в натуре всякого развратного человека.

Однако можно и развратничать,  но прибегать к помощи Божией.  Это же  можно  сказать  и  о Петре:  все это соединялось в нем с искренней

- 7 верой.  Он сам всегда охотно  пел  на  клиросе,  обращался  к  Богу  и неоднократно говорил,  что безбожников не понимает и презирает.  Когда побывавший  на  Западе  боярин  Татищев  стал   высказывать   какие-то еретические убеждения, Петр так возмутился, что отколотил его дубиной, не обладая глубокими  богословскими  знаниями,  чтобы  привести  более веские  аргументы.  Накануне Полтавской битвы он обратился к воинам со словами о том,  что жизнь ему не дорога - жила бы только  Россия,  для славы  и  благочестия которой он готов сделать все.  То есть искренняя вера и любовь ко многому,  что он воспринял в  Православии.  Когда  он чудесно  спасся  на  море,  он поставил в том месте крест и никогда не забывал благодарить Бога за все свои победы. Так что личность это была довольно  сложная.  Несмотря  на  его  разврат,  на  развод  с  женой, известно,  что когда  он  умирал,  около  него  непрерывно  находились архиереи,  священники,  которые говорили:  "Терпи,  царь", указывая на крест Божий.  Он отвечал:  "Только на  милость  Божию  Господа  Иисуса

Христа я уповаю,  только она является моим облегчением".  То есть умер он все-таки как благочестивый православный человек.  Да и  смерть  его стала следствием благородного порыва, когда он бросился в ледяную воду спасать  гибнущих  людей.  Такие  поступки  всегда   были   для   него естественными и характерными.