Холмогорский, Митрофаний Воронежский), но тем не менее на Украине произошла в каком-то смысле та реформа (отчасти не добровольно, а насильственно, потому что Украина входила в состав Речи Посполитой), принятие основ цивилизации с европейского Запада. Во многом это произошло при митрополите Петре Могиле, который тоже не смог отделить полезное от вредного. Его книги, с одной стороны, способствовали развитию православного богословия и защите Православной веры, а с другой стороны, сам того не желая, он привносил некие особенности с
Запада - взгляды схоластов, которые со всех точек зрения ниже, чем византийское богословие. Но он этого не понимал и не знал. Поэтому малороссы в силу своих особенностей и более оживленных контактов с
Западом были более склонны к тому, чтобы поддерживать действия Петра, и он всячески выдвигал этих епископов на церковные кафедры.
Говоря о Петре и его времени, нужно всячески избегать неправильной оценки, потому что его действия часто пытаются рассматривать с точки зрения продуманной, сознательной государственной и церковной политики. Личность Петра слишком сложна и противоречива.
Оказавшись под влиянием своих новых друзей, он наряду с теми знаниями, которые он жадно стремился впитать, воспринял от них и многие вредные привычки: пьянство, курение, разврат. Когда Петр сталкивался с обличениями со стороны церковных иерархов, которые просто выполняли свой долг, это вызывало у него сильное раздражение, хотя прямо он и не мог ничего сказать. Так, назначенный им после смерти патриарха Адриана
Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Стефан Яворский, стал откровенно обличать царя за разврат, Петр сделал такой комментарий:
действия митрополита неправильны, т.к. в Писании сказано, что если согрешит брат твой, то обличи его сначала наедине. Зачем же обличать вслух, перед всеми? Раздражение Петра проявлялось очень часто, чем объясняются многие его кощунственные действия - в частности,
"всешутейший собор" и пьяные попытки высмеивать деятелей Православной
Церкви. Все это было не потому, что он хотел искоренить в народе ханжество и суеверие, а вследствие озлобления, которое появляется в натуре всякого развратного человека.
Однако можно и развратничать, но прибегать к помощи Божией. Это же можно сказать и о Петре: все это соединялось в нем с искренней
- 7 верой. Он сам всегда охотно пел на клиросе, обращался к Богу и неоднократно говорил, что безбожников не понимает и презирает. Когда побывавший на Западе боярин Татищев стал высказывать какие-то еретические убеждения, Петр так возмутился, что отколотил его дубиной, не обладая глубокими богословскими знаниями, чтобы привести более веские аргументы. Накануне Полтавской битвы он обратился к воинам со словами о том, что жизнь ему не дорога - жила бы только Россия, для славы и благочестия которой он готов сделать все. То есть искренняя вера и любовь ко многому, что он воспринял в Православии. Когда он чудесно спасся на море, он поставил в том месте крест и никогда не забывал благодарить Бога за все свои победы. Так что личность это была довольно сложная. Несмотря на его разврат, на развод с женой, известно, что когда он умирал, около него непрерывно находились архиереи, священники, которые говорили: "Терпи, царь", указывая на крест Божий. Он отвечал: "Только на милость Божию Господа Иисуса
Христа я уповаю, только она является моим облегчением". То есть умер он все-таки как благочестивый православный человек. Да и смерть его стала следствием благородного порыва, когда он бросился в ледяную воду спасать гибнущих людей. Такие поступки всегда были для него естественными и характерными.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.