(или "священной дружины"). Впоследствии эти мысли были использованы некоторыми правыми организациями. К.П. писал царю, что всякая такого рода общественная самодеятельность в монархическом государстве совершенно неприемлема, потому что подрывает законность, и добился от царя роспуска этой дружины, несмотря на то, что она состояла вроде бы из самых крайних монархистов.
Я специально останавливаюсь специально на взглядах К.П., чтобы было ясно, что большинство вопросов (а там всякие конфронтации получались из-за противоречий в области экономической и политической жизни) не затрагивало жизни церковной и русская иерархия, не имея права ставить на заседаниях Синода каких бы то ни было вопросов, которые не будут поставлены обер-прокурором, не могла оказывать никакого влияния на все эти меры, какие тогда происходили. Поэтому единственно, где такого рода конфронтация между православными и иудеями могла быть, это в том, что безусловно - и это вполне естественно - подавляющее большинство православных были против того, чтобы государство стало безрелигиозным или чтобы Православие потеряло статус господствующей религии.
Такого рода взгляды разделялись и подавляющим большинством населения империи, поэтому с одной стороны проповедовать демократию и либерализм, а с другой выдвигать идеал безрелигиозного государства было крайне непоследовательно. Но все инославное население империи, в том числе и евреи, к этому стремилось. Здесь возникала враждебность, кардинальное расхождение во взглядах. Это вело и к враждебности по отношению к Православию, и к конфронтации с евреями.
Конечно, все пастыри выступали против погромов, причина которых никак не была связана с деятельностью Церкви и с православной верой, хотя некоторые по темноте считали, что будучи православными, они так борятся с врагами Православия. Это всегда вызывало резкое осуждение со стороны пастырей Церкви.
Нельзя считать, что была принята Церковью та точка зрения, которая опубликована в Сионских протоколах, что все зло в мире проистекает исключительно от евреев. Безусловно, конфронтация и негативное отношение ко многому тому, что делалось со стороны евреев была. В частности, по вопросу о том, что государство должно остаться православным, очень многие евреи, если судить по воспоминаниям православного священника, когда до своего обращения к Православию он всячески старался отвлекать солдат от Богослужения и боролся с христианством, тоже проявлялось (?), но видеть все зло и происхождение всей революции в одних только евреях - это взгляд неверный и крайне ограниченный. Точно так же неверно не видеть дифференциации и в самом еврействе, потому что большая часть революционеров, безусловно, в революции (?), а это тоже вело к конфронтации евреев и русского государства. В революции евреи играли очень большую роль, причем не только в России. Часто такую их роль объясняли тем, что были некие стесняющие их законы в России. Они играли большую роль в революционном
- 8 движении и в других странах, но как раз это большинство тех, которые уже оставляли свою веру. Верующих евреев-революционеров было немного.
Это не значит, что всякий верующий еврей симпатизировал христианству, но в революцию шли по большей части те, которые от своей традиции уже отказались, но повышенная враждебность к христианству, которая была свойственна всем евреям, у них, по сравнению с другими революционерами, сохранялась. Так что такого рода конфронтация была, но она не имела никакого отношения к погромам. Что касается русского законодательства, то безусловно РПЦ не могла сочувствовать тому, чтобы государство стало безрелигиозным. Кстати, можно сказать, что и нынешнее государство Израиль тоже не безрелигиозное государство и господствующая иудейская религия обладает тем же статусом, каким
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.