История Русской Православной Церкви от эпохи Петра до 20-х годов ХХ века, страница 101

Результат был таков, что произошла революция, и если раньше все говели и  причащались  почти поголовно,  то теперь обращаются более или менее регулярно  к  священнику  только  10  процентов  (показатель  духовной работы).  Пока белым движением руководил Деникин, Шавельский и там был главой духовенства и хотя он осуществлял очень энергичную деятельность и  занимался  многими  вопросами,  главное  дело  было организовано им неудачно - религиозная жизнь белой армии была в сложном состоянии. Так что критика эта приводится не потому, что отвечает реальному положению дел, а потому, что достаточно эмоционально и талантливо высказывает те соображения,   которые  были  свойственны  многим  белым  священникам, либеральным профессорам определяли их позицию.

Приведу еще один отрывок из высказываний Шавельского:  "И в своих благодатных, и в своих административных правах епископ стоит неизмеримо выше священника. Епископ - владыка, священник

- его послушник,  т.е. исполнитель его указаний и приказаний. Казалось бы,  что  для  должного  соответствия  епископ  обязан возвышаться над подчиненными  ему  священниками  и  в  умственном,  и  в  нравственном отношениях.  Не  касаясь личностей,  должен решительно заявить,  что в последнее  время  (о  более  раннем  периоде  не  говорю)  наше  белое духовенство  блистало  большими  талантами,  дарованиями,  выдающимися деятелями, чем наш епископат. К этому привело само положение дела, ибо епископского   звания   достигали  не  владевшие  своими  дарованиями, проявившие способность к церковному управлению и творчеству священники и верующие, но лишь одна категория служителей Церкви - ученые монахи.

В древности епископа выбирала  вся  Церковь,  не  считаясь  ни  с званием,  ни с состоянием кандидата, а лишь с его способностью понести великое     ожидающее     его     бремя.     Нектарий,     архиепископ

Константинопольский, Амвросий Медиоланский были избраны на епископские кафедры еще будучи язычниками. У нас же дело обстояло совсем по-иному:

чтобы  стать  епископом,  надо было захотеть епископского сана и затем проторенной дорогой пойти к нему. Надо было студенту Духовной Академии или кандидату богословия принять монашество, сделаться ученым монахом, и этим акт архиерейства ему обеспечивался.  Исключения бывали редки. В

общем  же  "ученый монах" и "будущий архиерей" в прежние времена у нас были синонимы".

В этом отрывке о.  Георгий,  говоря о том,  что белое духовенство стояло выше епископства,  безусловно преувеличивает, потому что только один  процент  приходских священников и менее 20 процентов протоиереев принадлежали к числу окончивших Духовную Академию.  Так как все ученые монахи  были из числа людей,  окончивших академию,  то и видно,  что в целом белое  духовенство  никак  не  могло  стоять  выше  их  в  чисто умственном   отношении.   Здесь   налицо   некое   пристрастие,  хотя, безусловно,  среди белых священников были отдельные  выдающиеся  люди, которые  в  умственном  отношении  и  в  смысле  своих  талантов могли превосходить очень многих епископов.  Были и люди святые,  хотя, может быть,  и  не было ни среди белых священников,  ни среди монашествующих

- 8 такого выдающегося святого,  как о.  Иоанн  Кронштадтский  или  такого замечательного  пастыря,  как о.  Валентин Амфитеатров или о.  Алексей

Мечев (последний,  кстати, ни в каком антагонизме с монашествующими не был).

Тем не менее такого рода настроения очень резко проявились, когда стал  обсуждаться  вопрос  о  созыве  собора и о том,  кто должен туда избираться  и  как  должно  происходить  голосование.  Я  не  случайно прочитал   воспоминания   о.   Георгия   Шавельского,  потому  что  он высказывает свое отношение наиболее откровенно,  а в период обсуждения существовали   цензурные   рамки  и  так  высказываться  было  нельзя.

Подлинные стремления пытались замаскировать всевозможными софизмами, а в  более  поздний  период  (период обновленчества) уже трудно отыскать рациональное зерно в потоке всяческой брани и непристойностей, так что воспоминания  о.  Георгия  -  пожалуй,  один  из  немногих источников, который четко отражает взгляды очень широкой прослойки.