Православие. Десятки тысяч. Такого явления среди православных не было, и это является свидетельством того, насколько свободными они оказываются там. Когда потом эти земли, где с помощью определенного насилия многие были обращены в
Православие, оказались на территории Польши, то такого массового перехода назад не было - наоборот, были массовые насилия. Поэтому признавая это насилие, нужно помнить меру.
Конечно, это вовсе не оправдание того, что будто поляки (или в худшем отношении даже турки) какие-то насилия совершают, вовсе незачем им подражать - ни туркам, ни римским католикам. Но вместе с тем нужно помнить и меру и никогда не обвинять своих сверх всякой меры.
Безусловно, не одними этими вероисповеданиями, о которых я говорил, в то время определялся этот сложный вопрос о веротерпимости. В это время в России начинает действовать ряд протестантских сект, и распространение их влияния тоже отчасти связано с некоторым падением духовного уровня и духовенства и мирян в православных общинах. Нет заботы о том, чтобы как-то отвечать духовным устремлениям людей, у которых проявлялись какие-то более глубокие духовные интересы. Всех удовлетворить немногочисленные выдающиеся пастыры не могут, а среди духовенства есть немало казенных наемников, которые ограничиваются только совершением Богослужения, а на запросы духовные своей паствы не обращают внимания. Именно это и определяло, что проповедь сектантов привлекала определенное число последователей, которые стремятся к активной духовное жизни и которые не удовлетворяются в силу малой образованности и равнодушия православного духовенства.
Начинают распространяться эти секты, и борьба с ними ведется бюрократическими методами, которые не могут привести к успеху и вызывают нарекания со стороны скрыто настроенного антицерковно и выдающего себя за поборников веротерпимости русского образованного общества. Помимо известных сект, которые сейчас у нас широко распространены (баптисты, адвентисты), у нас появляются духоборы. Их покровителем был основатель тоже очень своеобразной секты - Лев Николаевич
Толстой. 02.12.96.
Л Е К Ц И Я 11
Поначалу многим казалось, что духовное влияние творчества
Л.Н.Толстого может быть аналогично влиянию творчества
Достоевского или Соловьева - противоположным тому вульгарному атеизму и нигилизму, который распространился в конце 50 начале
60-х годов. Впитав в себя безбожие и атеизм, которые были свойственны аристократии, он еще в юном возрасте полностью вернулся в Церковь, что явствует из некоторых его произведений
(в частности из "Анны Карениной"), потом произошел резкий перелом в его мировоззрении, и он начал проповедь крайне враждебного отношения к Церкви.
Не задача церковной истории разбираться в психологических причинах того, что могло к этому привести, тем более что человек - личность свободная и причины того, что он либо приходит, либо не приходит к Церкви, лежат настолько глубоко, что не обладая духовной прозорливостью, говорить об этом трудно. Но оптинский старец Амвросий говорил о Толстом, что у него гордый ум и пока он не избавится от гордости ума, в
Церковь вернуться не сможет.
Гордый ум - это вовсе не значит ум большой: нелепости в учении Толстого видны, как говорится, невооруженным глазом, и нелепости эти кричащие. В частности, он нападает на христианство, в основном на Православие, как на темное учение, непереносимое для современного образованного ума (здесь он не был оригинальным). Люди, позволявшие себе такие нападки, старались следовать за тем, что считалось просвещением, последним словом науки. Граф Толстой, нападая на христианство, тут же позволял себе проповедовать нечто такое, что вообще было несовместимо ни с наукой, ни с образованием в гораздо большей степени, чем даже поверхностные и малопросвещенные варианты христианства, потому что говорить о несовместимости
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.