История Русской Православной Церкви от эпохи Петра до 20-х годов ХХ века, страница 71

Его почитатели построили для него специальный пароход. В таких разъездах совершалось  много  исцелений.  Но  бывали   они   и заочными: когда   святому  сообщали  о  чьих-то  просьбах,  он молился, и по  его  молитвам  Бог  даровал  Свою  благодать  и милость.  Такова  история обращения к Богу будущего церковного иерарха митрополита Тихона Уральского. Он был врачом, и многие пациенты его  очень  любили  за  его  искреннее  и  заботливое обращение.  Но будучи медиком,  он был  человеком  неверующим, хотя  антипатии  к  религии  не испытывал.  Верующих людей это очень печалило,  и они  обратились  к  о.  Иоанну  с  просьбой помолиться   о  докторе,  который  делает  для  больных  много хорошего. В ответ они получили короткую телеграмму: "Молюсь".

Было видение  бесов будущему митрополиту Тихону,  которые он принял  за  болезненные  галлюцинации,  но  потом  все-таки помолился Божией Матери.  Он услышал глас, который сказал ему, что если он хочет спастись,  он должен посвятить себя Богу. Он окончательно уверовал  и  стал  иноком,  а потом митрополитом.

Такого рода   чудеса,   совершенные    о.    Иоанном,    очень многочисленны.

Вместе с  тем,   у   него   было   очень   много   всяких неприятностей и  искушений,  как  у  всякого  святого.  Одно безусловно бесовского характера:  некоторые его почитатели,  а особенно почитательницы были одержимы бесом и впали в страшную ересь,  открыто заявляя о почитании о.  Иоанна чуть ли не  как

Бога  Отца,  причем  как  он  ни  старался  их обличать и даже анафематствовать,  ничего не помогало.  Бывало,  что одержимые набрасывались  на  него  во  время  или  после  Богослужения и пытались кусать ему руки (им казалось,  что таким образом  они причащаются  крови  воплотившегося Бога Отца).  Он обличал это явление,  говорил   о   том,   что   это   темная   сила,   но полуатеистическая  пресса  пыталась  всячески  обыгрывать  эти факты, чтобы опорочить святого.

Часто о.  Иоанна изображали неким черносотенцем,  который проповедует враждебность  к  людям   разных   национальностей, объявляли его  антисемитом и на этой почве разжигали неприязнь к нему.  Это совершеннейшая ложь,  потому что по его  молитвам исцелялись не только православные, но и инославные христиане и даже нехристиане.  В частности, известно, что обращение к Богу семьи Александра  Меня  произошло из-за того,  что его бабушка была полностью исцелена от болезни глаз по молитве о. Иоанна.

Для большей  же  части русского народа жизнь о.  Иоанна и его молитва  были  совершенно  ясны  и   оказали   глубочайшее влияние. В   его   дневниках   нет   отвлеченных  богословских рассуждений - он просто свидетельствует об истине. Всякий, кто их читает,  приобщается  к благодатной жизни этого подвижника.

"У истинного христианина должно быть все иное в  духе,  в теле,   в  жизни  -  иные  помыслы  (духовные,  святые),  иные вожделения (небесные,  духовные),  иная воля (правая,  святая, кроткая,  благая),  иное  воображение (чистое,  святое),  иная память,  иной взор (чистый, простой, святой, не лукавый), иное слово (целомудренное,  чистое,  степенное,  кроткое).  Словом, христианин должен быть иной человек (небесный,  новый, святой,

Божественный),   живущий,  мыслящий,  чувствующий,  говорящий, действующий Духом Божиим. Таковы были святые угодники".

Отец Иоанн неоднократно говорил о своих предчувствиях:  в наказание за духовную  слепоту,  за  увеличивающийся  грех  на

Россию надвигается тяжелое духовное бедствие. Он предвидел то, что и совершилось в результате революции.

Если говорить об истории Церкви прошлого века, необходимо упомянуть некоторых   замечательных    миссионеров,    которые продолжали дело  обращения  ко Христу многих языческих народов на территории  России,  причем  не  употребляя   насилия,   не пользуясь помощью    государственных    чиновников.   Особенно известны Алтайская   миссия,   основание    которой    заложил архимандрит Макарий  (Глухарев),  родившийся  в  1792  г.  Как миссионер он трудился в течение 13 лет - до 1844 г.,  когда по состоянию здоровья  уже  не мог продолжать своей миссионерской деятельности. Он  умер  в  1848  г.  Он  принадлежит  к  числу местночтимых святых,   одновременно  сибирских  и  смоленских, потому что родился в Вязьме, а подвизался в Сибири. Умер он со словами "Свет  Христов  просвещает  всех".  Его  миссионерский подвиг, его  проповеди  во  многом  способствовали   духовному возрождению всей русской миссии.