Учитывая особый характер перелома в русском обществе и то, что в результате особого способа преподавания (в том числе и в духовных заведениях) не было в достаточной степени развито противоядие ко всему этому и не было людей, которые могли этому противостоять, все это получило недолжное развитие, хотя то мировоззрение, которое было создано философами-славянофилами, позволяло людям принимать плоды европейской цивилизации, но вместе с тем оставаться в лоне
РПЦ, возрастать духовное и развивать богословие. В силу особых обстоятельств большая часть вновь обращающихся к культуре слоев подпала под влияние примитивных атеистических идей в силу их кажущейся разумности и легкости. А может быть, отчасти в силу неподоготовленности самих славянофилов к пропагандистской работе. Если с точки зрения самой мысли наши атеисты представляют собой довольно-таки жалкое зрелище, то с точки зрения пропагандистской (как надо себя вести, чтобы привлекать людей определенного склада) они, безусловно, обладали определенными талантами, в том числе и Чернышевский.
Играя на человеческих слабостях, на желании показаться, что ты умнее, чем есть на самом деле, именно такого рода талантами
- уклоняться от споров там, где особых достижений не может быть, вызывать чувство насмешливого презрения к своим противникам - именно такого рода талантами обладали представители атеистического мировоззрения, оказавшегося господствующим в России. 15.11.96.
Л Е К Ц И Я 9
В прошлый раз мы говорили о том, что были люди, которые из благих побуждений пытались бюрократизировать не только управление Русской Православной Церковью, но и всю церковную жизнь, что сильно тормозило развитие в духовной, научной и многих других областях. Однако именно в эти годы всюду наблюдается возрождение и духовной, и ученой жизни. Связано это прежде всего с жизненным, подвижническим подвигом святых людей (на прошлой лекции мы говорили о роли преподобного
Серафима Саровского). Если говорить о возрождении духовном, о монашеском подвиге и его влиянии на всю духовную жизнь, то сразу вспоминается самый знаменитый по тем временам монастырь
Оптина пустынь.
Конечно, были и другие монастыри, более крупные Троице-Сергиева, Киево-Печерская, Александро-Невская,
Почаевская лавры, где тоже была своя жизнь и немало замечательных подвижников. Один из них - наместник
Троице-Сергиевой лавры Антоний, близкий к св. Серафиму. В
Киевской лавре тоже было немало замечательных подвижников, не случайно преподобный Серафим обратился туда, к старцу Досифею, за благословением на свой подвиг. Подвизался там в то время и старец Парфений Киевский. Но таким влиянием, каким пользовалась Оптина пустынь, не пользовался ни один из этих монастырей.
Расцвет этого монастыря и установление старчества тесно связано с влиянием преподобного Серафима. Настоятелем монастыря с 1821 до 1862 г. был архимандрит Моисей Путилов. С
1837 г. становится Киевским митрополитом Филарет Амфитеатров замечательный духовный делатель РПЦ, благодаря покровительству которого в Оптиной развивается замечательная духовная жизнь.
В некоторых сочинениях приходится встречать такое суждение, что все, что было хорошего в РПЦ, встречало противодействие со стороны официальных церковных властей и чуть ли не все архиереи так или иначе пытались ликвидировать духовную жизнь и старчество, процветавшее в Оптиной пустыни.
Это неверно, хотя такого рода конфликты были. Но активное содействие оказывал владыка Филарет (и не только он, но и митрополит Филарет Дроздов и другие).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.