История Русской Православной Церкви от эпохи Петра до 20-х годов ХХ века, страница 57

Учитывая особый характер перелома в  русском  обществе  и то, что в результате особого способа преподавания (в том числе и в духовных заведениях) не было в достаточной степени развито противоядие ко  всему  этому  и  не было людей,  которые могли этому противостоять, все это получило недолжное развитие, хотя то мировоззрение,         которое         было         создано философами-славянофилами,  позволяло  людям  принимать   плоды европейской цивилизации,  но  вместе  с  тем оставаться в лоне

РПЦ, возрастать духовное и развивать богословие. В силу особых обстоятельств большая  часть  вновь  обращающихся  к  культуре слоев подпала под влияние  примитивных  атеистических  идей  в силу их кажущейся разумности и легкости. А может быть, отчасти в силу    неподоготовленности     самих     славянофилов     к пропагандистской работе.  Если с точки зрения самой мысли наши атеисты представляют собой довольно-таки жалкое зрелище,  то с точки зрения  пропагандистской  (как  надо  себя вести,  чтобы привлекать людей  определенного   склада)   они,   безусловно, обладали определенными талантами,  в том числе и Чернышевский.

Играя на человеческих слабостях,  на желании  показаться,  что ты умнее, чем есть на самом деле, именно такого рода талантами

- уклоняться от споров там,  где особых  достижений  не  может быть,   вызывать   чувство   насмешливого  презрения  к  своим противникам -   именно   такого   рода   талантами    обладали представители   атеистического   мировоззрения,   оказавшегося господствующим  в  России.          15.11.96.

Л Е К Ц И Я  9

В прошлый раз мы говорили о том,  что были люди,  которые из благих  побуждений  пытались  бюрократизировать  не  только управление Русской  Православной Церковью,  но и всю церковную жизнь, что сильно тормозило развитие  в  духовной,  научной  и многих других   областях.  Однако  именно  в  эти  годы  всюду наблюдается возрождение и духовной,  и ученой  жизни.  Связано это  прежде всего с жизненным,  подвижническим подвигом святых людей (на прошлой  лекции  мы  говорили  о  роли  преподобного

Серафима Саровского).  Если говорить о возрождении духовном, о монашеском подвиге и его влиянии на  всю  духовную  жизнь,  то сразу  вспоминается самый знаменитый по тем временам монастырь

Оптина пустынь.

Конечно, были   и   другие  монастыри,  более  крупные  Троице-Сергиева, Киево-Печерская,          Александро-Невская,

Почаевская лавры,   где   тоже   была   своя  жизнь  и  немало замечательных подвижников.   Один   из   них    -    наместник

Троице-Сергиевой лавры  Антоний,  близкий  к св.  Серафиму.  В

Киевской лавре тоже было немало замечательных подвижников,  не случайно преподобный Серафим обратился туда, к старцу Досифею, за благословением на свой подвиг.  Подвизался там в то время и старец Парфений    Киевский.    Но   таким   влиянием,   каким пользовалась Оптина пустынь,  не пользовался ни один  из  этих монастырей.

Расцвет этого монастыря и установление  старчества  тесно связано с    влиянием   преподобного   Серафима.   Настоятелем монастыря с 1821 до 1862 г.  был архимандрит Моисей Путилов. С

1837 г. становится Киевским митрополитом Филарет Амфитеатров замечательный духовный делатель РПЦ, благодаря покровительству которого в Оптиной развивается замечательная духовная жизнь.

В некоторых   сочинениях   приходится   встречать   такое суждение, что   все,   что  было  хорошего  в  РПЦ,  встречало противодействие со стороны  официальных  церковных  властей  и чуть ли  не  все архиереи так или иначе пытались ликвидировать духовную жизнь и старчество,  процветавшее в Оптиной  пустыни.

Это неверно,  хотя  такого  рода  конфликты были.  Но активное содействие оказывал владыка Филарет (и  не  только  он,  но  и митрополит Филарет Дроздов и другие).