Эксплуатационные свойства лесных машин, страница 9

- грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов   1,0.

С увеличением нагрузки на ведущие колеса и давления воздуха в шинах коэффициент сцепления  на  сухих  дорогах  с твердым покрытием несколько снижается, а на мокрых и грязных дорогах может возрастать из-за выдавливания жидкостной пленки из зоны контакта.

На  мягких   сухих  грунтах  при  снижении  давления   воздуха  в  шинах    коэффициент   сцепления   возрастает из-за роста площади контакта и  улучшения    характеристик   взаимодействия  колес с грунтом (см. рисунок 6).

Коэффициент поперечного сцепления jy  зависит от аналогичных факторов, и его величину принимают равной коэффициенту jх продольного сцепления при 100%-м скольжении.

     В таблице 3 приведены значения коэффициента продольного сцепления колесного и гусеничного движителей для различных дорожных условий и местности. Меньшие значения коэффициента относятся к шинам высокого давления (Рв=0,41-0,81 МПа) и полужесткой подвеске гусеничного движителя, а бóльшие - к шинам низкого давления (Рв=0,15-0,41 МПа) и эластичной подвеске гусеничного движителя.

           1 - при υ=30 км/ч;             1 - пашня на суглинистом грунте;

           2 - при υ=90 км/ч.             2 - влажный рыхлый песок;

                                                      3 - переувлажненный тяжелый суглинок.

Рисунок 5 - Зависимость ко-       Рисунок 6 -  Зависимость коэффициента эффициента сцепления от высо-

 
     сцепления от давления воздуха в шине                                            ты рисунка протектора                     

Значения коэффициента сцепления jх=jх100 используют при оценке сцепных свойств и проходимости машин.

Влияние скорости свыше 25-30 км/ч на величину коэффициента сцепления в первом приближении может быть учтено зависимостью

Таблица 3