Эксплуатационные свойства лесных машин, страница 114

При известных параметрах ДВС максимально возможный приведенный момент инерции Icmax ведомой части машины или поезда можно определить по формуле акад. В.Н. Болтинского, приведенной к виду

               ,       (110)

где  и  wхmax – соответственно, минимально допустимая и максимальная на холостом ходу частоты вращения  коленчатого  вала,  1/с; w = p n / 30;

t1 - период включения сцепления; для центральных автотракторных сцеплений на основании статистики t1 = 1,5 с. Для коробок передач с индивидуальными фрикционами эта величина несколько меньше.

Формула (110) устанавливает численную зависимость между параметрами ДВС, сцепления и моментами инерции двигателя Iд и ведомой части машины Iс; может быть использована для определения необходимого момента инерции двигателя, если приведенный момент инерции ведомой части предварительно рассчитан по формуле (109).

Процесс трогания и разгона различен для транспортных и тяговых машин. Если транспортные машины, эксплуатируемые на дорогах общей сети, трогаются на низших передачах с поэтапным разгоном на каждой из промежуточных до конечной скорости, то разгон тяговых машин идет на той передаче, на которой выполняется технологическая операция. Поэтому тракторные двигатели и сцепления имеют бóльшие значения Iд и Мфрасч по сравнению с автомобильными при одинаковых мощностных показателях.

У тракторов и внедорожных тягачей с переключением передач без разрыва силового потока  используют поэтапный принцип разгона.

10.2    Тяговый  баланс  при  трогании  и  разгоне

Машина при трогании с места преодолевает силы сопротивления качению покоя, инерции и подъема. Уравнение тягового баланса в момент трогания

                               ,

где Рfп = ma g fп сosa - сила сопротивления качению покоя, которая в момент трогания значительно превышает силу сопротивления качению Рf. По данным НИИАТ коэффициент качения покоя, в частности, для  асфальтобетонного покрытия составляет в среднем fп » 0,024 при коэффициенте сопротивления качению для этого же покрытия, равном лишь f » 0,015.