Эксплуатационные свойства лесных машин, страница 168

На рисунке 57а изображена схема сил, действующих на ведущее эластичное колесо при преодолении порога с жесткой кромкой.

Рисунок 57 - Схема сил, действующих на ведущее (а) и ведомое (б)

колесо при преодолении порогового препятствия

Под действием  крутящего момента Мк и толкающей силы Рх со стороны остова машины в точке А контакта шины и кромки порога возникает реакция Rt, обеспечивающая перекатывание колеса через препятствие. При этом  под действием нормальной реакции Rn  шина деформируется. При потере шиной  контакта с опорной поверхностью MN (Zк = 0) противодействующий подъему колеса момент, равный произведению весовой нагрузки Gк на плечо АС, достигает наибольшего значения, а эластичная шина имеет максимальную нормальную деформацию Dш. Моментом Mf сопротивления качению колеса можно пренебречь из-за малости его величины по сравнению с ведущим и противодействующим моментами.

Тогда сумма сил на касательную t и нормальную n оси координат:

St = 0;          Rt - Gк sina + Px cosa = 0;

Sn = 0;          Rn - Gк сosa - Px sina = 0;

откуда Rt = Gк sina - Px cosa;                              (206)

             Rn = Gк сosa + Px sina.                              (207)

Движение колеса через порог возможно по сцеплению шины с кромкой при соблюдении условия

                          Rt < j1 Rn ,                                           (208)

где j1  - коэффициент сцепления шины с кромкой порога, зависящий от действующих сил, материала кромки, давления в шине и отношения высоты h порога к свободному радиусу rс колеса. Для (h/rc)=0,5 коэффициент j1 достигает максимума. При острой кромке и развитых грунтозацепах значения j1 могут составлять от 1,0 до 1,2.