На рисунке 57а изображена схема сил, действующих на ведущее эластичное колесо при преодолении порога с жесткой кромкой.
Рисунок 57 - Схема сил, действующих на ведущее (а) и ведомое (б)
колесо при преодолении порогового препятствия
Под действием крутящего момента Мк и толкающей силы Рх со стороны остова машины в точке А контакта шины и кромки порога возникает реакция Rt, обеспечивающая перекатывание колеса через препятствие. При этом под действием нормальной реакции Rn шина деформируется. При потере шиной контакта с опорной поверхностью MN (Zк = 0) противодействующий подъему колеса момент, равный произведению весовой нагрузки Gк на плечо АС, достигает наибольшего значения, а эластичная шина имеет максимальную нормальную деформацию Dш. Моментом Mf сопротивления качению колеса можно пренебречь из-за малости его величины по сравнению с ведущим и противодействующим моментами.
Тогда сумма сил на касательную t и нормальную n оси координат:
St = 0; Rt - Gк sina + Px cosa = 0;
Sn = 0; Rn - Gк сosa - Px sina = 0;
откуда Rt = Gк sina - Px cosa; (206)
Rn = Gк сosa + Px sina. (207)
Движение колеса через порог возможно по сцеплению шины с кромкой при соблюдении условия
Rt < j1 Rn , (208)
где j1 - коэффициент сцепления шины с кромкой порога, зависящий от действующих сил, материала кромки, давления в шине и отношения высоты h порога к свободному радиусу rс колеса. Для (h/rc)=0,5 коэффициент j1 достигает максимума. При острой кромке и развитых грунтозацепах значения j1 могут составлять от 1,0 до 1,2.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.